Моделирование технологических процессов УДК 004.942 А.В. КОРЧАК АВТОМАТИЗАЦИЯ РАСЧЕТА УПОРНЫХ ЛЕПЕСТКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ В статье рассматриваются вопросы, связанные с автоматизацией расчета упорного лепесткового газодинамического подшипника. <...> Проанализированы существующие методы и инструментальные средства расчета. <...> Определена методика моделирования подшипника, основанная на вычислении полей давлений смазочного материала путем совместного решения модифицированного уравнения Рейнольдса и уравнения баланса энергии с учетом деформаций упругих элементов. <...> ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДШИПНИКОВ В ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАШИНАХ Турбостроение относится к одной из наиболее наукоемких отраслей энергетического и транспортного машиностроения. <...> Растущие требования к эффективности и надежности турбомашин, а также расширение диапазона параметров и условий эксплуатации создают предпосылки для их непрерывного конструктивного и технологического совершенствования. <...> Наиболее нагруженными и ответственными элементами турбомашин, определяющими работоспособность и ресурс изделий, являются роторно-опорные узлы. <...> Среди критериев их классификации можно выделить физический принцип создания несущей способности, связанный с видом трения (подшипники качение, скольжения и электромагнитные подвесы) и направление воспринимаемой нагрузки (радиальные, осевые и конические подшипники). <...> Это объясняется удобством монтажа и обслуживания, большей несущей способностью, меньшим расходом смазочных материалов, отсутствием износа опорных поверхностей ротора, взаимозаменяемостью и общедоступностью. <...> Однако увеличение частот вращения ротора выявило ряд существенных недостатков, сдерживающих дальнейшее применение подшипников качения в качестве опор в высокоскоростных машинах. <...> Более перспективным стало использование различных видов подшипников скольжения. <...> Но и при их использовании, в условиях жидкостной <...>