Естественные науки УДК 629.42 В.П. ТИХОМИРОВ, А.Н. ЧВАЛА, А.В. КОШЕЛЕВ АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЙ КОЭФФИЦИЕНТОВ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С РЕЛЬСОМ Проведён анализ применяемых экспериментальных методов исследования процесса сцепления колеса с рельсом. <...> Показано, что дальнейшее совершенствование методов экспериментального исследования связано с углублением знания о природе сцепления и выявлением более тонких механизмов взаимодействия колеса с рельсом. <...> При выборе методов экспериментальных исследований трибологических свойств системы «колесо-рельс» исследователь всегда сталкивается с противоречием между необходимостью максимально детерминировать факторы, определяющие эти свойства, в целях познания природы их действия и взаимосвязей, и необходимостью воспроизводить естественную стихийную совокупность этих факторов в экспериментах, целью которых является получение практических выводов. <...> В связи с этим возникает потребность в анализе применяемых методов исследования трибологических свойств этой системы и в обобщении практики их применения в исследовательской работе, с точки зрения затратности и эффективности применения методов для конкретных задач. <...> Существующие методы экспериментальных исследований сцепления колеса с рельсом можно разделить на три основные группы: 1) методы натурных и эксплуатационных испытаний; 2) методы испытаний на катковых стендах; 3)методы физического моделирования. <...> Достоинством методов натурных и эксплуатационных испытаний является то, что они позволяют учесть максимально возможное число факторов, влияющих на условия сцепления в реальной эксплуатации, а также позволяют обнаруживать вновь возникшие или ранее не замеченные факторы. <...> Первые опыты по изучению сцепления колес с рельсами провели Хедлей и Блеккетт еще в 1812 году. <...> Случайный разброс регистрируемых коэффициентов сцепления в естественных условиях даже для одного <...>