Статья посвящена анализу проблем корпоративного управления в компа ниях среднего бизнеса. <...> Анализируются модели поведения собственников раз личных типов компаний. <...> Структурируются проблемные поля по следующим направлениям: взаимоотношения собственников; собственник—топменед жеры (агентская проблема); собственники—стейкхолдеры. <...> Рассматриваются вопросы распределения управленческих ролей и зон ответственности на уров не руководства компании; подходы к формированию контура корпоративно го управления; принципы выбора критериев принятия стратегических реше ний. <...> В практике западного бизнеса формирование баланса интересов на уровне собственников традиционно относится к сфере корпора тивного управления. <...> Как аксиома принимается, что эффективные собственники заинтересованы в росте стоимости бизнеса, которая выражается в курсовой стоимости акций и зависит, в свою очередь, от ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА 111 Е. В. Зайцев рыночных и финансовых показателей компании. <...> Для собственников малого бизнеса традиционна ценностная ориентация на стабильность бизнеса в плане генерации операционного денежного потока. <...> Интересы собственников в практике российского бизнеса не столь однозначны и они требуют специального рассмотрения. <...> Средний бизнес решает корпоративные проблемы на уровне здравого смысла. <...> Поэто му, прежде чем рассматривать типологию и способы решения проб лем корпоративного управления, попытаемся понять природу собст венников российских компаний. <...> Тем не менее высокий уровень корпоративного управления яв ляется важнейшим компонентом публичной компании. <...> В большинстве публичных российских компаний наблюда ется целый ряд проблем корпоративного характера, начиная от непро зрачности самой структуры акционерного капитала и качества финан совой отчетности и далее к защите прав миноритарных акционеров и роли независимых директоров. <...> Будь то естественные монополии <...>