Романовская, кандидат филологических наук, доцент кафедры славянских языков, докторант Минского государственного лингвистического университета; е-mail: Alla_Rom@tut.by ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СМЫСЛОВ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Символ — элемент культурного кода — вербализуется в тексте в виде языкового знака. <...> В процессе восприятия реципиент подвергает его когнитивной и семантической реконструкции. <...> Статья посвящена интерпретации смыслов античных символов в художественном тексте. <...> Ключевые слова: античный символ, элемент культурного кода, вербальный языковой знак, оценочная метафора, оценочная семантика, переобразованный смысл. <...> Языковое значение не просто задаётся онтологически, а формируется в сознании интерпретатора и представляет собой дискурсивный феномен. <...> Из общесемиотической концепции Ч.У. Морриса [Моррис, 2001] следует, что в прагматике заключается отношение языкового знака к пользователю языком, а в семантике — отношение знака к объектам внешнего мира, и тогда познавательный, т.е. когнитивный аспект знака идентифицируется на фоне семантического из85 мерения, а прагматика не имеет когнитивных оснований. <...> Прагматика, таким образом, взаимодействуя с семантикой, изучает поведение знаков в реальных процессах коммуникации, отношения говорящего к средствам и способам языкового выражения. <...> Место античного символа в языке определяется его принадлежностью к вторичной семиотической системе. <...> Символ рассматривается как лингвистический знак, т.е. вербальная единица, содержание которой представлено образным понятием. <...> Речь идёт о семантиковыразительном потенциале образа в античном символе, определяемом на основании семного анализа посредством референции знака к мифу. <...> Образность символа выявляется посредством сем на когнитивном уровне и мифем на синтаксическом уровне (синтаксические конструкции отражают функции и качества действующих лиц мифов). <...> Семема Нарцисс состоит из сем <...>