БОЧАРОВ БЫТ МАТРОСОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ В ДАЛЬНИХ ПОХОДАХ СЕРЕДИНЫ XIX СТОЛЕТИЯ EVERYDAY LIFE OF SAILORS OF THE RUSSIAN NAVY DURING LONG CRUISES IN THE MIDNINETEENTH CENTURY Сведения об авторе. <...> В статье рассматриваются вопросы повседневной жизни, дисциплины, досуга, поведения в иностранных портах матросов военно-морского флота Российской империи в дальних плаваниях в 50—70-х годах XIX века. <...> BOCHAROV В ПРОЦЕССЕ реформы военного флота Российской империи в 50—70-х годах XIX столетия особое внимание уделялось дальним морским походам. <...> С 1855 по 1880 гг. в заграничных плаваниях побывали 20,5 проц. офицеров и 29,8 проц. матросов отечественного плавсостава1 . <...> Документы Российского государственного архива Военно-морского флота, публикации «Морского сборника» и мемуары непосредственных участников событий позволяют воссоздать картину повседневной жизни российских моряков, на многие месяцы оторванных от родных берегов. <...> В воспоминаниях и рапортах офицеров, участвовавших в дальних морских переходах, преобладают положительные оценки нижних чинов команд русских судов и отношений между офицерами и матросами. <...> Д.С. Арсеньев так описывал переход зафрахтованного русским правительством парохода «Бренда», доставившего в начале 1860-х годов экипаж винтовой лодки «Морж» из России в Лондон перед отправкой ремонтировавшегося в Англии «Моржа» на Дальний Восток: «Команда наша (винтовой лодки «Морж». <...> — Прим. авт.) состояла из 70-ти человек, наполовину новобранцев, но они все были очень хорошие, простые, добрые люди, как все наши команды вообще, и между ними не было ни одного негодяя, как к сожалению теперь начинают попадаться между поступающими на военную службу»2 . <...> Положительное мнение офицера о нижних чинах не изменилось и во время плавания «Моржа» из Лондона к берегам Южной Америки, а затем через Магелланов пролив на Дальний Восток. <...> Никогда у нас не было между людьми ни воровства, ни драк, ни ссор и никаких проступков, кроме того, что когда отпускали людей на берег <...>