Михаил Филонов Портреты Жанны Итальянский живописец Амедео Модильяни редко ставил дату на своих работах. <...> Другу художника, польскому поэту Леопольду Зборовскому стоило большого труда составить каталог его картин по годам. <...> Большой поклонник творчества Модильяни, Зборовский поклялся во что бы то ни стало сделать его знаменитым и приложил немало усилий, чтобы устраивать выставки художника и продавать его работы, но это удавалось очень редко 74 Истинные знатоки живописи вы соко ценили работы Амедео Мо дильяни, при этом сам художник жил в полной нищете. <...> Наиболее удачными специалисты считают портреты Жанны Эбютерн. <...> Эта девушка стала последней и самой сильной любовью вели кого художника. <...> По одной из вер сий, они познакомились в апреле 1917 года во время карнавально го шествия. <...> Юная Жанна, сту дентка художественной Акаде мии Коларосси, нарядившись в старенький капот и сапоги, одол женные у подружки, изображала на карнавале русскую крестьян ку. <...> Амедео подошел к де вушке и, стесняясь, что было со всем на него не похоже, вынул лист бумаги. <...> Поздно ночью они ушли из ресторана вместе – так началась одна из самых драматичных лю бовных историй на Монпарнасе. <...> » Ей 19 лет, она выросла в като лической семье; ему 33 года, он – выходец из обнищавшей ев рейской семьи, но давно стал своим в богемной среде Парижа с ее свободными нравами. <...> «С первой же минуты, – свидетель ствует поэт и художник Макс Жа коб, – они стали неразлучны. <...> Им помогали чем могли друзья – Леопольд Зборовский, Пабло Пикассо, скульптор Жак Лип шиц, поэт Андре Сальмон. <...> Весной 1918 года Амедео и Жанна покидают Париж, нахо дившийся под угрозой немецкой оккупации, и направляются на южное побережье Франции. <...> В доме Ка зимира Эбютерна, бухгалтера парфюмерного магазина, это известие прозвучало как пушеч ный выстрел. <...> Дом сотрясали скандал за скандалом: никто из близких не одобрял решение Жанны связать свою жизнь с ни щим художником <...>