Л.В. Сморгунов И СОБЫТИЙНАЯ ПРИРОДА ПОЛИТИКИ1 ВЛАСТЬ ВООБРАЖЕНИЯ Говоря о социальном воображении и политическом, мы вынуждены переходить от постановки вопроса о связи политики и морали к связи политики и эстетики. <...> На соотношение эстетической и этической проблематики политического обращают внимание Жан-Франсуа Лиотар, Ханна Арендт, Филипп Лаку-Лабарт, Вальтер Беньямин, Жан-Люк Нанси, Бенно Хюбнер. <...> С одной стороны, этот интерес к эстетике в политической философии стимулирует современное прочтение кантовской «Критики способности суждения» как политико-философского сочинения, отвечающего, как считают, на вопрос «Как возможна свобода в феноменальном мире?» помимо морального долга. <...> Ханна Арендт писала о двух видах политической философии у Канта (первая содержится в «Критике практического разума», вторая – в «Критике способности суждения»), которые «резко отличаются одна от другой»: «То, что первая часть последней [“Критики”] по сути является политической философией, фактически редко упоминается в работах о Канте; с другой стороны, из всех его сочинений видно, я думаю, что для самого Канта тема “способности суждения” имеет бoльший вес, чем тема “практического разума”. <...> В “Критике способности суждения” свобода описывается в качестве предиката власти воображения, а не воли, и власть воображения наиболее тесно связана с таким широким способом размышления, который является по преимуществу политическим, поскольку он дает нам возможность “поставить себя на место другого”» [Arendt, 1961, p. <...> Следовательно, Арендт различает эстетическое прочтение политического как пространства явленнности свободы, когда «свобода описывается в качестве предиката власти воображения», и моральное про1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Категория “политическое событие” и ее роль в разрешении проблемы методологического синтеза в современной сравнительной <...>