РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: ОНТОЛОГИЯ МЕХАНИЗМОВ МОДЕРНИЗАЦИИ Social imaginary — очередной «гуманитарный пузырь»? <...> Есть общий паттерн роста и неизбежного падения популярности этих тем, что, вероятно, можно показать на графике частотности употребления соответствующих терминов в журналах и книгах. <...> Конечно же, воображение и воображаемость существуют, каким-то образом они связаны с развитием. <...> Но задача состоит не в том, чтобы раздуть очередной гуманитарный пузырь, отвергая остальные («внешние», «материальные», «институциональные» и проч.) факторы социально-исторического развития, а в том, чтобы прояснить механизмы и Роль воображения в социально-историческом развитии: Онтология механизмов модернизации закономерности социального воображения именно в тесной связи и взаимодействии с этими факторами. <...> Четырехчастная онтология и природа социальной воображаемости Прежде всего, уясним, с какой онтологической реальностью мы имеем дело, когда говорим о воображении, воображаемости и их предполагаемом влиянии на исторические процессы. <...> Поппера 1 добавляется четвертый мир – социосфера с социальными взаимодействиями, отношениями и институтами [Розов, 2004]. <...> На первый взгляд, идеи появляются и воображаемость существует «в головах», т.е. в индивидуальных субъективных мирах психосферы (второй мир, по Попперу). <...> Таким образом, социосфера (четвертый мир, отсутствующий у Поппера, но восходящий к «объективному духу» Гегеля) является незримым, но крайне значимым компонентом любого творческого воображения. <...> Творчество довольно строго зонировано в географическом пространстве в соответствии с расположением в нем соци1 Первый – материальный мир – биотехносфера, второй мир – психосфера, включающая не только индивидуальную субъективную реальность, как у Поппера, но также бессознательные и групповые психические явления, и третий мир — культуросфера с транслируемыми в поколениях образцами <...>