Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Метод  / №1 2012

РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: ОНТОЛОГИЯ МЕХАНИЗМОВ МОДЕРНИЗАЦИИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторРозов
Страниц13
ID476720
АннотацияМодную категорию «социальная воображаемость» не следует раздувать сверх меры за счет других понятийных конструкций, чтобы не превратить ее в очередной «гуманитарный пузырь». Нужно прояснить роль и место воображения и воображаемости в реальных исторических процессах, корректно поместив их в сложную органическую взаимосвязь реалий разной онтологической природы. За основу взята концепция четырехчастной социальной онтологии: материальный мир, психосфера, культуросфера и социосфера (Поппер, обогащенный Гегелем, Марксом и Дюркгеймом). В качестве обширного и кардинального исторического изменения взята модернизация, понимаемая по Р. Коллинзу как комплекс процессов бюрократизации, секуляризации, капиталистической индустриализации и демократизации. Показано, что в каждом из этих процессов воображение играет значительную, а иногда и ведущую роль, однако в каждом случае оно порождается и живет в условиях и рамках, заданных реалиями с другой онтологией: социальными структурами и институтами, культурными образцами, материальными обстоятельствами
Розов, Н.С. РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: ОНТОЛОГИЯ МЕХАНИЗМОВ МОДЕРНИЗАЦИИ / Н.С. Розов // Метод .— 2012 .— №1 .— С. 242-254 .— URL: https://rucont.ru/efd/476720 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: ОНТОЛОГИЯ МЕХАНИЗМОВ МОДЕРНИЗАЦИИ Social imaginary — очередной «гуманитарный пузырь»? <...> Есть общий паттерн роста и неизбежного падения популярности этих тем, что, вероятно, можно показать на графике частотности употребления соответствующих терминов в журналах и книгах. <...> Конечно же, воображение и воображаемость существуют, каким-то образом они связаны с развитием. <...> Но задача состоит не в том, чтобы раздуть очередной гуманитарный пузырь, отвергая остальные («внешние», «материальные», «институциональные» и проч.) факторы социально-исторического развития, а в том, чтобы прояснить механизмы и Роль воображения в социально-историческом развитии: Онтология механизмов модернизации закономерности социального воображения именно в тесной связи и взаимодействии с этими факторами. <...> Четырехчастная онтология и природа социальной воображаемости Прежде всего, уясним, с какой онтологической реальностью мы имеем дело, когда говорим о воображении, воображаемости и их предполагаемом влиянии на исторические процессы. <...> Поппера 1 добавляется четвертый мир – социосфера с социальными взаимодействиями, отношениями и институтами [Розов, 2004]. <...> На первый взгляд, идеи появляются и воображаемость существует «в головах», т.е. в индивидуальных субъективных мирах психосферы (второй мир, по Попперу). <...> Таким образом, социосфера (четвертый мир, отсутствующий у Поппера, но восходящий к «объективному духу» Гегеля) является незримым, но крайне значимым компонентом любого творческого воображения. <...> Творчество довольно строго зонировано в географическом пространстве в соответствии с расположением в нем соци1 Первый – материальный мир – биотехносфера, второй мир – психосфера, включающая не только индивидуальную субъективную реальность, как у Поппера, но также бессознательные и групповые психические явления, и третий мир — культуросфера с транслируемыми в поколениях образцами <...>