Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Метод  / №1 2012

ВООБРАЖАЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ… (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЛапкин
Страниц17
ID476711
АннотацияВ статье обсуждаются методологические проблемы изучения движения – изменения – развития в области современных исторических и социальных исследований. Особое внимание уделяется вопросам концептуализации перемен в социально-политической и экономической сферах, разработке исследовательского инструментария, пригодного для изучения природы эволюционных изменений в сложном и динамичном современном обществе. Ключевым условием постижения феномена человеческой истории, по мнению автора, оказывается сегодня более углубленное понимание всего многообразия нелинейных эффектов современной политической и экономической динамики
Лапкин, В.В. ВООБРАЖАЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ… / В.В. Лапкин // Метод .— 2012 .— №1 .— С. 68-84 .— URL: https://rucont.ru/efd/476711 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ограничиваясь этапом анализа, наука оказывается беспомощной в вопросах понимания природы меняющейся на глазах реальности и зачастую предпочитает «не замечать» этих изменений, интерпретируя их как «случайные флуктуации», возникающие в рамках монотонных поступательных трендов. <...> Между тем потребность в концептуализации перемен в социальнополитической и экономической сферах становится сегодня одним из наиболее серьезных вызовов науке об обществе. <...> 69 Лапкин В.В. определение системы приходится «модифицировать в ходе ее эволюции» [Пригожин, Стенгерс, 2000, с. <...> В его основе лежат представления о том, что совокупной жизни человеческого рода, формируемой проявлениями отдельных и разнонаправленных, не имеющих согласованного плана человеческих воль, управляемых к тому же скорее не разумом, а инстинктом, тем не менее присущ закономерный характер. <...> История, занимающаяся изучением этих проявлений, как бы глубоко ни были скрыты их причины, позволяет думать, что если бы она рассматривала действия свободы человеческой воли в совокупности, то могла бы открыть ее закономерный ход; и то, что представляется запутанным и не поддающимся правилу у отдельных людей, можно было бы признать по отношению ко всему роду 70 Воображая историческое развитие человеческому как неизменно поступательное, хотя и медленное, развитие его первичных задатков»; при этом, «…когда… отдельные люди и даже целые народы… каждый по своему разумению и часто в ущерб другим, преследуют свои собственные цели, то они незаметно для самих себя идут к неведомой им цели природы как за путеводной нитью и содействуют достижению этой цели, которой, даже если бы она стала им известна, они бы мало интересовались» [Кант, 1995, с. <...> Более того, именно эта сохраняющаяся до настоящего времени неспособность человеческого рода в целом к разумному целеполаганию и обеспечивает возможность изучения его истории как естественного и закономерного процесса: «Поскольку нельзя <...>