И может ли прочтение истории выявить порядок в потоке меняющихся обликов институтов, режимов, империй? <...> 228 Прочтение истории: Очерк эволюционной морфологии развития наших идей, чем о контурах исторического процесса, когда мы всматриваемся в историю и историографию. <...> При всем том, что реконструкция сознания, двигавшего действиями людей в определенную пору, требует тщательного отображения структуры знаний и эмоциональных предпочтений соответствующего времени, не стоит принимать этот аргумент безоговорочно. <...> Мои собственные требования состоят в том, что политологи лучше бы справлялись со своим делом, если бы пытались сформулировать адекватные теории конструкций социальной действительности и политического порядка, а также развития институтов и режимов на всем протяжении человеческой истории. <...> Все заключения о фактах вытекают из теоретических оснований, какими бы неполными они ни бы229 Патцельт В. ли. <...> Одно дело изменения выводов, которые вытекают из новой теоретической парадигмы, совсем другие изменения вытекают из меняющихся устремлений и моды повседневной жизни. <...> 230 Прочтение истории: Очерк эволюционной морфологии Поэтому, в-третьих, мы несомненно имеем возможность – но не гарантию – выяснять те пути, которые люди действительно прошли в процессе своей истории. <...> Другими словами, мы смеем надеяться, что сможем выявить те слои знания, навыков, культуры и институтов, которые были созданы людьми, но уничтожались, оставлялись, забывались или, наоборот, передавались новым поколениям на протяжении всей истории. <...> Аналитический подход к социальной действительности под названием социальный конструктивизм сосредоточивает внимание на действиях, которые эта действительность вместе с культурой создает и поддерживает. <...> Эта идея была рассмотрена в различных теориях социального конструирования реальности [Berger, Luckmann, 2012; Giddens, 2009; Patzelt, 1987] и глубоко отличается от онтологического конструктивизма. <...> Общее <...>