Методология исторического познания Ю.А. Кимелев МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Современное историческое познание реализуется в теоретических формах философии истории (пересекающейся с концептуализациями истории в западнохристианской теологии)1 и научной историографии. <...> Каждая из этих форм постижения истории служит объектом метатеоретической рефлексии. <...> Как известно, методологическая рефлексия набиравшего силу исторического познания стала в XIX в. основной движущей силой метатеоретической проблематики социальных наук. <...> Так сложилось, что определенная разновидность философии истории выполняет функцию методологической, метатеоретической рефлексии и по отношению к другим разновидностям философии истории, и по отношению к научной историографии. <...> В связи с этим необходимо, прежде всего, рассмотреть в общих чертах предметную сферу и основные виды философии истории. <...> Историческая социология – одно из наиболее ярких проявлений такой тенденции. <...> Философия истории как вид постижения истории Предметом философии истории является историческое измерение человеческого бытия и возможность его осознания и познания. <...> Такую философию истории, наиболее ярко воплощенную в классических образцах (философия истории Дж. <...> и др.) и имевшую явное преобладание в истории этой философской дисциплины, принято называть материальной, онтологической или субстанциальной философией истории. <...> Второй вид философии истории, связанный с осмыслением природы исторического познания, соответственно обозначается как критическая, аналитическая философия истории (последнее название распространено в англоязычной литературе, где большинство работ по эпистемологии и методологии исторического познания написано представителями аналитической философии). <...> Этот вид философии истории и станет позднее объектом нашего рассмотрения. <...> Однако в той или иной степени всегда присутствуют и остальные цели, что обусловлено самой <...>