Гаман-Голутвина «И ТУТ КОНЧАЕТСЯ ИСКУССТВО, И ДЫШИТ ПОЧВА И СУДЬБА… <...> В этом направлении пройдено немало, прежде всего, теми, кто составил славу русского Серебряного века. <...> И не по причине безоглядной увлеченности иным – со-временным (хотя эта увлеченность – уже половина непонимания). <...> Значение этой удачи тем крупнее, что сам Пивоваров – не по убеждению, а по внутреннему устройству – соткан из иной материи, чем та, что он исследует. <...> Он – воплощенное противоречие метафизической сущности русской идеи, он оспаривает – осознанно и обреченно, но осознанно и убежденно – ее базовый пафос. <...> Предельно технологичный структурализм Леви-Стросса позволяет усмотреть тождество сущностей за хаосом эмпирически отличных видимостей, различить за нагромождением незначимого существенное. <...> Того же эффекта добивается и Юрий Пивоваров. <...> Надо признать, что практическое применение структурализма – да и вообще методологии мировой науки – задача не из простых. <...> Разглядеть в России видимостей Россию сущностей – задача не для ординарного профессора – здесь определенно востребована неординарность. <...> Пивоваров разводит Россию эмпирическую и умопостигаемую, точнее, очищает Россию метафизическую от нее самой реальной – вполне бескомпромиссно и 356 «И тут кончается искусство, и дышит почва и судьба…» радикально, ибо без такого разведения Россия метафизическая сегодня немыслима – да и мыслима ли была когда-либо. <...> Пивоваров не только тонко чувствует стихию русской истории, но и дешифрует ее коды. <...> Русская история как воплощенная Русская идея, а последняя как повторение пути Христа на земле – вот наиглавнейшая метафизика русской идеи-истории. <...> Построение на земле совершенного христианского социума – сакральный смысл русской истории. <...> Вслед за Франком Пивоваров постулирует принципиальное расхождение русского пути с европейским: этот последний зиждется на декартовском «cogito ergo sum» – русский строго противоположен, ибо основан <...>