А.В. Веретевская МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ В научном сообществе понятие «нация», как и многие другие основополагающие для науки понятия, не имеет единого общепризнанного толкования. <...> Геллнер назвал государства-нации политическими «единицами, стремящимися к культурной однородности»1. <...> Мы полагаем, что государство-нация есть, прежде всего, общность – политическое сообщество с высокой степенью интеграции, не обязательно и не только культурной. <...> Процесс интеграции, результатом которого является государство, продолжается на протяжении всей его истории, иными словами, – оно «формируется» постоянно. <...> Полиэтничность представляет собой один из видов многообразия, – проблема, преодоление или нейтрализация которой является непременным условием формирования (существования) государства. <...> Одна из них – модель преодоления многообразия – ассимиляционная. <...> Две другие – модели нейтрализации: модель культурного «плавления», основанная на идее создания новой специ1 Геллнер Э. <...> 146 Модели формирования наций в условиях полиэтничности фической сверхидентичности, и мультикультуралистская модель, которая создает единство людей, поддерживающих многообразие. <...> Политика ассимиляции – наиболее очевидный и потому – распространенный способ преодоления этнокультурного многообразия. <...> Если государство не проводит на этот счет специальной политики, то ассимиляция – это то, что происходит с инородными группами и индивидами по умолчанию. <...> Любая теория ассимиляции в социологии или психологии в той или иной степени может объяснить широкое распространение ассимиляционных моделей с универсалистских позиций, – естественным стремлением людей к единообразию. <...> Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) же на уровне общества предстает как преодоление этих культурных отличий, т.е. как механизм сохранения проверенной системы ориентиров. <...> Действительно эффективное проведение <...>