Ефременко ПЕРЕИЗОБРЕСТИ ЕВРОПУ – ПЕРЕВООБРАЗИТЬ РОССИЮ Для начала – базовые определения. <...> Одна является совместным обладанием богатым наследием воспоминаний, другая есть актуальное согласие, желание жить вместе, воля продолжать пользоваться доставшимся неразделенным наследством»1. <...> Тремя этими дефинициями, разумеется, не исчерпывается набор ключевых представлений о нации и национальной идентичности (в конце концов, после публикации «Воображаемых сообществ» Андерсона и «Наций и национализма» Геллнера прошло почти 30 лет, и за это время появились новые фундаментальные труды по этой проблематике, включая книги 1 Renan E. <...> Переизобрести Европу Семь лет назад, в разгар военной кампании США и их союзников в Ираке Жак Деррида и Юрген Хабермас опубликовали статью, в которой объявили о «втором рождении Европы»1. <...> Является ли европейская идентичность только продуктом соответствующей коммуникации или же 1 Derrida J., Habermas J. <...> По сути дела, для них европейская идентичность есть не что иное, как идентичность Европейского союза. <...> Однако с началом европейской интеграции политическая динамика стала все более опережать устоявшиеся представления об историко-культурных основаниях европейской идентичности. <...> Так, со вступлением Греции в Европейское Сообщество в 1981 г. исчезла возможность говорить о том, что важной культурной основой европейской интеграции является лишь западное христианство. <...> Таким образом, все большая релятивизация историко-культурных пределов Европы, связанная с динамическими процессами как в самой культуре европейских народов, так и, в особенности, с политическими изменениями рубежа XX–XXI вв., выдвигает на ведущие позиции интерпретацию европейской идентичности как политической идентичности Евро1 Strеth B. <...> Твердый сторонник этого подхода Фурио Черутти определяет политическую идентичность как «ансамбль политических ценностей и принципов, которые мы признаем в качестве базиса нашей политической <...>