Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Социологический ежегодник  / №1 2014

ИЗУЧЕНИЕ АЛЬТРУИЗМА В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.: СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторДолгов
Страниц8
ID476588
АннотацияВ статье обсуждается социобиологический подход к изучению альтруизма в российской науке в начале XX в. На основе изложенных идей реконструируется традиция отечественной социобиологической мысли. Автор затрагивает проблему биологического объяснения морали и альтруизма в современном контексте, рассматривает недостатки социобиологической модели поведения
Долгов, А.Ю. ИЗУЧЕНИЕ АЛЬТРУИЗМА В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX В.: СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / А.Ю. Долгов // Социологический ежегодник .— 2014 .— №1 .— С. 231-238 .— URL: https://rucont.ru/efd/476588 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Изучение альтруизма в России в начале XX в. <...> : Социобиологический аспект А.Ю. Долгов ИЗУЧЕНИЕ АЛЬТРУИЗМА В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в. <...> положения об эволюции и естественном отборе оказали стимулирующее воздействие не только на биологию, но и на социальные науки, поскольку в рамках своих исследований обществоведы вынуждены были учитывать открытия биологов и пытаться интерпретировать их в дисциплинарном контексте социального знания. <...> Одним из первых проводников идей Дарвина в социологии стал Герберт Спенсер. <...> Подход Спенсера к исследованию общества часто называют «социальным дарвинизмом», так как он предполагает выживание наиболее приспособленных индивидов без предоставления каких-либо послаблений или помощи остальным. <...> Вместе с тем английский социолог в своих работах уделил значительное внимание проблеме альтруизма. <...> Один из значимых аспектов работ Г. Спенсера заключается в попытке выведения формулы общей нравственности, которая соответствовала бы как интересам индивида, так и интересам вида. <...> Как правило, говорит Спенсер, личные и общественные потребности в реальной жизни противопоставлены друг другу, что мешает созданию последовательной этической системы. <...> Совместная жизнь людей, полагает Спенсер, ставит во главу угла общественные интересы, которые должны преобладать над индивидуальными, но на практике такая модель отношений не работает. <...> Для создания непротиворечивой нравственной концепции, считает Спенсер, необходимо признать, что эгоизм первичен по отношению к альтруизму, поскольку, не заботясь о себе, человек умрет и не сможет при1 Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Интеграция социобиологических и социологических методов в исследовании эволюционных оснований морали и альтруизма (в приложении к российским сообществам)», осуществляемого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14-06-00381 а). <...> Он полагает, что «индивид, который эгоистичен <...>