Козлова КУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ МОРАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ И ОЦЕНОК, ТРАНСЛИРУЕМЫЕ УЧЕБНИКАМИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, И ИХ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД1 Моральный облик российского общества и качество межличностных отношений, как свидетельствуют уже на протяжении двух десятилетий результаты опросов, являются сегодня болевыми точками массового сознания, источником тревожности и озабоченности для многих россиян [Воловикова, 2005; Осипов, 2009; Рукавишников, Эстер, Халман, 1998; Юревич, Ушаков, 2009]. <...> Поиск ответа на этот вопрос осложняется неоспоримым фактом укорененности психологии морали, как и психологии вообще, в западной культуре. <...> Реста [Kohlberg 1963; Piaget, 1932; A Neo-Kohlbergian 1 Статья подготовлена РГНФ при пддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках исследовательского проекта «Интеграция социобиологических и социологических литеров в исследовании эволюционных оснований морали и альтруизма (в приложении к российским сообществам)», а также при поддержке РГНФ (проект № 1106-00275 а); программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ: проект «Социокультурные факторы взаимной адаптации мигрантов и принимающего населения в регионах России» 2014 г. 188 Культурные модели моральных суждений и оценок, транслируемые учебниками для начальной школы, и их трансформация в постсоветский период approach to morality research, 2000], посвященные вопросам развития морального сознания и поведения индивида. <...> , моральное развитие проходит три стадии, суть которых определяется степенью принятия норм справедливости. <...> На «доконвенциональном» уровне человек при оценке моральности поступка исходит из оценки полезности действия для удовлетворения собственных потребностей; на «конвенциональном» уровне индивид начинает расценивать социальные нормы как основу сохранения целостности общества; на высшем – «постконвенциональном» – руководствуется уже не требованиями конкретной социальной системы, а обезличенными нравственными <...>