Аникин, Р.А. Соловьев ТРУДОСПОСОБНЫЕ НА ПАПЕРТИ: ФЕНОМЕН ЛЮМПЕНИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ1 Проблема люмпенизации рабочей силы в условиях государства всеобщего благосостояния не самая популярная тема в отечественной социологии. <...> Бульшая часть понятий, формирующих этот аналитический корпус, заимствована из концепции экономики уличного уровня Хартли Дина, профессора Лондонской школы экономики [Dean, 1999; см. также: Adriaenssens, Hendrickx, 2011]. <...> В рамках этой концепции попрошайничество рассматривается как форма маргинальной экономической деятельности. <...> Одной из основных причин, предопределяющих в наши дни занятие попрошайничеством (и прочими видами деятельности, принадлежащими экономике уличного уровня), Дин считает трансформацию государства всеобщего благосостояния на протяжении последней четверти ХХ столетия. <...> Эта точка зрения позволяет рассматривать попрошайничество как продукт социальной эксклюзии [Emmanuelli, 2008; Kennedy, Fitzpatrick, 2001], связанной с ограничением шансов на рынке труда, с одной стороны, и доступа к социальным услугам – с другой [Pierson, 2002]. <...> Социальная эксклюзия меняет отношение человека к по1 Статья подготовлена в рамках коллективного гранта факультета экономики НИУ ВШЭ, 2013–2014 гг. (без номера) «Люмпенизация рабочей силы: Факторы нисходящей социально-профессиональной мобильности россиян в попрошайничество (на примере Москвы)». <...> Эллис акцентируют значение социально-культурного контекста такого рода деятельности, что позволяет рассматривать попрошайничество как социальный институт [Shichor, Ellis, 1981]. <...> Авторы ссылаются на пример собственной страны, где подаяние является существенным элементом культуры, а милосердие выступает в качестве одного из наиболее значимых морально-этических референтов повседневной жизни, социальным оправданием которого служит практика попрошайничества. <...> С другой стороны, обращение людей к практике попрошайничества может оказаться следствием внешних факторов – социальных <...>