Классификация исследовательских направлений в изучении занятий и профессий II. <...> Абрамов КЛАССИФИКАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИЗУЧЕНИИ ЗАНЯТИЙ И ПРОФЕССИЙ1 По замечанию шведского социолога Томаса Бранте, сделанному более четверти века тому назад, «исследования профессий ясно показывают сложную взаимосвязь между общими концепциями общества и истории, социологической теорией, определениями социологических категорий, эмпирических исследований и политических ценностей – или, коротко говоря: между теорией, “фактами” и политикой» [Brante, 1988, p. <...> Социология профессий также находится в ситуации, когда место дистиллированных тематических работ занимают исследования, вдохновленные практическими задачами, стремлением к более широкому методологическому и теоретическому охвату. <...> С одной стороны, это ведет к росту разнообразия исследовательских сюжетов, а с другой – утрата дисциплинарных границ в значительной степени снимает эпистемическое напряжение, которое является плодотворным для производства собственных аналитических конструктов и теорий среднего диапазона. <...> 1 Исследование осуществлено в рамках программы «Научный фонд НИУ–ВШЭ» в 2013–2014 гг., проект № 12-01-0014 «Социальные исследования занятий и профессий: История, теория, методология». <...> В российском контексте подобный опыт систематизации теоретических направлений в исследованиях занятий и профессий предпринимался в обзорах В.А. Мансурова и О.В. Юрченко [Мансуров, Юрченко, 2009], а также П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой [Романов, Ярская-Смирнова, 2009]. <...> Представленная в настоящей работе классификация опирается на разные основания и учитывает влияние как социологических парадигм на исследования занятий и профессий, так и теории среднего диапазона, появившиеся в пределах данной дисциплинарной области (см. табл.) <...> . Таблица Классификация исследовательских направлений в изучении занятий и профессий Функционализм «Теории черт», или таксономический <...>