Теория глобализации в течение последних 30 лет почти безраздельно господствует в социологии и смежных социальных науках1 . <...> Глобализация – и в самом деле качественно новый процесс, который, правда, имеет аналоги в истории1 , но уникален и потому с трудом постижим в своей новизне. <...> Как было подчеркнуто в докладе «Справедливая глобализация: Создание возможностей для всех» (2004) учрежденной МОТ Всемирной комиссии по социальным ас1 Немало историков и социологов видят в мировых империях прошлого, например в Персидской империи, империи Александра Македонского и др., аналоги современной глобализации. <...> Многие из них находятся в тисках неформальной экономики и лишены каких-либо формальных прав или же проживают в беднейших странах, прозябающих и практически исключенных из глобальной экономики» [Справедливая глобализация… <...> Не случайно в 2008 г. МОТ была принята Декларация о социальной справедливости в целях справедливой глобализации1 , призывающая экономически развитые страны и международное сообщество обратить особое внимание на негативные социальные эффекты глобализации. <...> Действительно, как показали социологические и экономические исследования, реальное бытие современной глобальной экономики и современного общества несет на себе следы не только прогрессивного развития и триумфа технологий, но и реанимации прежних – архаических – социальных и экономических отношений, структур, тех социально-экономических моделей, которые существовали в докапиталистическую (и даже первобытную) эпоху, но которые не заявляли о себе в полную силу долгое время2 . <...> В этом смысле новая система настройки мировой экономики и социальных систем подразумевает не только поступательное движение технологий, но весьма турбулентные последствия этого движения3. <...> Понятие глобализации используется не строго, и даже в работах, специально посвященных анализу явления глобализации, это центральное понятие зачастую применяется <...>