В.В. Лапкин – Свобода и реформы В.В. ЛАПКИН МЕТАМОРФОЗЫ РОССИЙСКОЙ СВОБОДЫ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ XIX–XXI ВЕКОВ «… <...> 132 в истории России – Метаморфозы российской свободы Каждая из этих дат, безусловно (быть может, лишь за исключением 1881 г., «освободительный» смысл которого не очевиден и не является общепризнанным), обозначала очередной рубеж продвижения российского общества по пути к свободе (продвижения практического или по крайней мере изменяющего сознание его авангарда, устремленного к скорейшему «освобождению»). <...> Речь – о том, что было положено в фундамент пореформенного прогресса, что стало судьбой еще нескольких поколений бывших частновладельческих крестьян, а затем – на долгие годы советского режима – судьбой всей страны. <...> В рамках того же рода взаимосвязи (подчеркну еще раз, представляющейся нам практически тривиальной) оцениваются Крестьянская реформа 1861 г. и революционная катастрофа 1917–1918 гг. <...> Связь между этими двумя ключевыми событиями современной российской истории практически очевидна для всех и каждого, однако ее причинность (каузальность) и фундаментальная природа остаются до настоящего времени 133 В.В. Лапкин – Свобода и реформы не вполне ясными и вызывают горячие дискуссии концептуальномировоззренческого порядка. <...> СВОБОДА, дарованная российским самодержцем рабам своих подданных (частновладельческим, или крепостным, крестьянам1 ), выглядела таковой лишь с позиции эмансипаторов – самодержавной власти и помещичьего сословия, что отразилось в соответствующей риторике «освободительной эпохи» и в традиции формальноправовых оценок свершившегося. <...> Но если первоначальное разочарование прежде частновладельческого крестьянства сосредоточивалось в основном на систематическом и повсеместном завышении выкупной цены крестьянского надела и практике пресловутых «отрезков», то со временем стало доминировать ощущение кабальности нового (пореформенного) положения <...>