Мифологические представления о глазах и зрении у славян УДК 81.39 115 М.В. Ясинская МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЛАЗАХ И ЗРЕНИИ У СЛАВЯН В статье анализируются архаические мифологические мотивы, связанные с представлениями о зрении у славян. <...> Зрение тесно сопряжено со сферой народной демонологии. <...> В представлениях о зрении важнейшую роль играет категория оценки, выраженная признаками опасный / безопасный. <...> Для архаических представлений о зрении свойственно неразличение субъекта и объекта зрения, выраженное как в лексике, так и в тексте обряда. <...> Язык (лексика и фразеология), фольклор, верования и обряды, изучаемые в комплексе, позволяют реконструировать архаические мифологические представления славян о зрении. <...> Некоторые из них актуальны и по сей день (например, вера в сглаз; поверье, 116 М.В. Ясинская что беременная женщина должна смотреть на красивые объекты, чтобы у нее родился красивый ребенок; обычай посмотреть в зеркало для «отмены» неудачи в случае возвращения за забытой дома вещью). <...> Другие утрачивают актуальность, но сохраняются в застывшей форме в языке и фразеологии: как в воду глядел, для отвода глаз, есть глазами, пускать пыль в глаза, в паремиях: когда кажется – креститься надо, у страха глаза велики и пр. <...> Представления о зрении не только входят в комплекс народной антропологии (анатомии, физиологии, медицины), они обнаруживают метафорическую проекцию в сферу космоса, природы – ср. представления о солнце как о гигантском оке божества [Младенова, 2002, c. <...> Представления о зрении тесно связаны с такими бинарными оппозициями, как свет / тьма и жизнь / смерть (пожелание слепоты или невидимости в проклятьях может фактически означать пожелание смерти) [Ясинская, 2013]. <...> Во время зрительного контакта опасности может подвергаться как объект зрения (в ситуации сглаза), так и субъект: например, белорусы верили, если мужчина заглянет в дежу, у него перестанет расти борода (дежа считалась женским предметом <...>