Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Человек: образ и сущность  / №1 2014

СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторСпирова
Страниц18
ID475830
АннотацияВ современной философии заметен весьма продуктивный процесс рефлексии над идеалом науки. Этот эталон уже не рассматривается как единственный, поскольку рождаются типологически различные представления о специфике научного знания. Так, В.М. Розин выделяет три несовпадающих типа идеала науки – «античный», «естественно-научный» и «гуманитарный».
Спирова, Э.М. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ / Э.М. Спирова // Человек: образ и сущность .— 2014 .— №1 .— С. 27-44 .— URL: https://rucont.ru/efd/475830 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Специфика гуманитарного мышления 27 Э.М. Спирова СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ Три модели знания В современной философии заметен весьма продуктивный процесс рефлексии над идеалом науки. <...> Этот эталон уже не рассматривается как единственный, поскольку рождаются типологически различные представления о специфике научного знания. <...> Так, В.М. Розин выделяет три несовпадающих типа идеала науки – «античный», «естественно-научный» и «гуманитарный»1. <...> Последний в этом перечислении идеал науки противопоставлен естественно-научному дискурсу. <...> Гуманитарные науки изучают не природу как таковую, а некую гуманитарную реальность. <...> В тех рефлексивных отношениях, которые складываются в этом процессе, сам исследователь и те феномены, которые он постигает, относятся к одной реальности – культуре, духу, сознанию, человеку. <...> Именно поэтому невозможно «разъять» исследователя и его объект. <...> Гуманитарные знания прямо или опосредованно включаются в изучаемые процессы или явления и даже влияют на них. <...> Возьмем для примера опыт интроспекции в психологии. <...> В качестве объекта исследования оказывается внутренний мир человека. <...> Становление экспериментальной психологии в начале прошлого столетия было неотъемлемо связано с самонаблюдением. <...> 28 ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ СЕГОДНЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Несмотря на то что в ходе последующего развития психологии ученые отказались от этого метода, ссылаясь на получаемое искаженное и субъективное знание о внутреннем мире человека, сама эта предпосылка не исчезла, не забылась. <...> Критика интроспекции строилась на том, что два наблюдателя будут всегда получать разные результаты, поскольку обнаружатся индивидуальные различия между ними. <...> Однако в гуманитарном познании изучаемый объект неизменно вбирает в себя черты самого исследователя. <...> С этой точки зрения интроспекция не является исключением. <...> Оппоненты гуманитарного знания утверждают, что язык не в состоянии передать все оттенки индивидуального <...>