Когнитивные аспекты научных, религиозных и оккультных взглядов И. <...> Ньютона 149 Г.В. ХЛЕБНИКОВ КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ НАУЧНЫХ, РЕЛИГИОЗНЫХ И ОККУЛЬТНЫХ ВЗГЛЯДОВ И. <...> НЬЮТОНА Термин «когниция» (от латинского cognoscere, «знать, познавать, узнавать») используется в различных контекстах в связи с функцией, которая близка человеческой способности получения информации и прикладного знания. <...> Ввиду появления в общем доступе большого массива документов, которые однозначно указывают на существенное место религиозных и оккультных элементов в мышлении Ньютона, пересматриваются уже не только мотивы и инспирации его научной деятельности, но и само значение ученого (он, например, уже начинает рассматриваться прежде всего как теолог, алхимик и мистик, а затем уже как математик и естествоиспытатель). <...> Действительно, в личной библиотеке Ньютона, насчитывавшей к моменту его смерти 1752 тома, было 477 книг по теологии, 169 по алхимии, 4 книги, имевшие отношение к астрологии, 126 по математике, 52 по физике, 33 по астрономии (11). <...> Это была необычная библиотека, подбор книг в которой тем не менее многое может сказать о познавательных ориентирах владеющего ею ума. <...> М. ван Гельмонта, двухтомник Каббалы, изданный Кнором фон Розенротом, книги Ф. <...> Таким образом, даже на этой стадии анализа заметно, что мышлению ученого была внутренне настолько чужда католичес Когнитивные аспекты научных, религиозных и оккультных взглядов И. <...> Ньютона 151 кая традиция, берущая свое логическое и концептуальное основание в античности из трудов Аристотеля и нашедшая вершину развития в работах Фомы Аквинского, что он не пожелал иметь в личной библиотеке даже томов Альберта Великого и Бонавентуры – несмотря на свой выраженный интерес к оккультному и мистическому, что, в свою очередь, подчеркнуто наличием не только классических произведений Платона, Ямвлиха и Прокла, но и книг Агриппы и даже Каббалы. <...> Гассенди и др., свидетельствуют о несомненной склонности ума владельца <...>