, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Исламоведение», проректор по учебной части Ташкентского Исламского университета СВЕТСКОСТЬ – ЭТО НЕ ЕСТЬ БЕЗРЕЛИГИОЗНОСТЬ В настоящее время идет бурная дискуссия о соотношении светскости и религиозности в государстве. <...> Все чаще высказываются мнения о том, что отделение религии от государства, приведет к атеизации государства, а это в свою очередь может вызвать падение нравственности и духовности в обществе. <...> Активно обсуждается вопрос о правомерности вмешательства религии во все сферы жизнедеятельности общества. <...> Вместе с тем бытует утверждение, что все сферы социальной жизни мусульманского общества должны управляться законами ислама, и что светское государство несовместимо с учениями ислама, и ислам является одновременно религией и государством (арабск. – ал-Ислам хува ад-дин ва ад-давла). <...> 1 Кремер Г. Ислам – религия и государство: взаимоотношения религии, права и политики в исламе // Ислам и светское государство (сборник материалов межд. симпозиума, 5–6 июня, 2002 г. Самарканд). <...> Причем многие мусульманские богословы утверждают что, такие демократические ценности, как выборы, референдум, решающий голос большинства, плюрализм, многопартийность, гарантированная свобода выражения мысли оппозиции и СМИ, неприкосновенность судов, а также другие неотъемлемые атрибуты демократии, по своей сути во многом не только не противоречат, но и соответствуют учению ислама1. <...> В особенности, нижеследующие исламские принципы требуют, чтобы власть была светской: – во-первых, умма сама выбирает главу государства; – во-вторых, глава государства управляет страной не единолично, а через совещание и совет; – в-третьих, деятельность главы государства время от времени пересматривается, проводится ревизия, анализируется и делаются соответствующие выводы. <...> Однако существует противоположное мнение о том, что эти же моменты несовместимы с деятельностью «главы религиозного <...>