, кандидат исторических наук (Институт востоковедения РАН) ИСЛАМ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ МОСКОВСКОГО МЕГАПОЛИСА XXI в. <...> * Наступивший век характеризуется глобальными интеграционными процессами, интенсивность которых наиболее заметно проявляется в жизни населения больших городов. <...> Их оборотной стороной является стремление ученых найти гипотетическую формулу определения оптимальных пропорций соотношения в городском пространстве исторически автохтонного («титульного») населения и все увеличивающегося за последние годы потока «новых горожан» из числа мигрантов. <...> Интенсивное развитие Москвы, постоянный рост ее жителей, расширение городской территории вокруг столицы и, соответственно, рынка труда привели в начале XXI в. к образованию Московской городской агломерации – крупнейшей не только в России, но и в Европе, с численностью постоянного населения около 15 млн человек. <...> Являясь самым густонаселенным мегаполисом Европы, Москва испытывает острые вызовы процесса урбани* Из книги: «Мир ислама в общественно-культурном пространстве Москвы: Опыт прошлого и современность». <...> 28 зации из-за значительно возросшего в последние годы притока населения за счет миграции из других городов России и сопредельных государств. <...> Около 35% общего миграционного потока в Российскую Федерацию приходится на Москву и Московскую область1. <...> Порядка 10% совокупного московского населения составляют представители мусульманских народов, для которых ислам и его обрядовая практика являются главным этнокультурным маркером их идентичности. <...> Это население, гетерогенное в плане социального положения и экономических возможностей, в разной степени инкорпорировано в реалии современной московской жизни. <...> Если для большинства московских мусульман такой проблемы не существует, то для трудовых мигрантов из Центральной Азии и их единоверцев с Северного Кавказа, родившихся, например, в кишлаках Ферганской долины или горных аулах <...>