Ланда, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник ИВ РАН ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ И ОТНОШЕНИЯ ВОСТОК – ЗАПАД Политический ислам – это третья за последние 200 лет волна подъема сопротивления мира ислама колониализму Запада. <...> Второй волной стал национализм, в 20–60-х годах ХХ в. почти повсеместно добившийся политического суверенитета стран ислама. <...> Более того, они быстро установили, что у них нет необходимых финансовых средств для развития экономики и преодоления технической, культурной и прочей отсталости, а также квалифицированных кадров, с помощью которых можно было бы освободиться от наследия колониальной зависимости, обеспечить подъем народного хозяйства и духовной жизни соотечественников. <...> Но не стоит забывать, что за первую половину ХХ в. мир ислама прошел через горнило двух мировых войн, жестоких социальных битв и сражений за независимость. <...> Мусульмане в массе своей требовали уважения их религии и культуры, их богатой истории и национального достоинства. <...> В сущности, нежелание и неумение правителей Запада найти общий язык с миром ислама и породило политический ислам, включивший в себя и опыт панисламизма по всемирному сплочению мусульман, и унаследованные от национализма современные формы политической организации масс, агитации и пропаганды, и заимствованные у Запада новейшие информационные и военные технологии, а также современные методы миссионерской, профсоюзной, партийной и прочей деятельности. <...> Осознав свою силу и влияние, часть приверженцев политического ислама стали выступать за крайние методы борьбы, за «радикальный разрыв с установленным порядком», т.е. за разрушение не только государств Запада, но и государств Востока, если они не руководствуются «откровениями Аллаха»1. <...> По мере роста успехов политического ислама экстремисты среди его сторонников становились все заметнее. <...> Мусульман, конечно, не может не заботить то обстоятельство, что среди всех ученых <...>