, востоковед (ИВ РАН) ТРАНСГРАНИЧНАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ШИИТЫ И ВЛАСТЬ В ИРАКЕ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ САДДАМА ХУСЕЙНА (1979–2003) Ареал той или иной конфессиональной общности часто не ограничивается территорией одного государства. <...> Наличие в двух или нескольких соседних государствах разделенного границами крупного массива одной религиозной группы может восприниматься в том из этих государств, где данная группа не является господствующей в политическом отношении, как потенциальный вызов национальной государственности на стадии ее становления. <...> И на его внутреннюю политику, и на отношения Ирака с соседним Ираном значительное влияние оказывал факт присутствия в обоих государствах миллионов шиитов. <...> Эти цифры оспариваются как завышенные: так, ряд экспертов и международных организаций считают, что доля шиитов в Ираке – не более 53–54%3; однако в любом случае 1 См. <...> В Ираке они преобладают на юге страны и в Багдаде, но вообще шиитские общины встречаются на всей территории страны. <...> Сунниты проживают в основном в центре и в северной части Ирака. <...> Вопрос первый: действительно ли шииты Ирака могли бросить вызов той модели светской государственности, которая строилась в Ираке при Саддаме и которую, несмотря на все панарабские компоненты в ее идеологическом обосновании и ярко выраженный авторитаризм в политической практике нациестроительства, следует всё же определить в целом именно как модель национальной государственности? <...> 1 Вопрос второй: если они могли это сделать, реализовался ли потенциал трансграничного этноконфессионального вызова национальному государству в Ираке, перерос ли он в угрозу, и если да, то в каких масштабах? <...> I Религиозные противоречия между иранскими шиитами, которые составляют большинство населения Ирана, и суннитами арабских стран переплетались с политическими амбициями правителей и в Средние века, и в Новое и Новейшее время. <...> Условия, при которых <...>