Г. Косов, доктор политических наук, Г. Станкевич, доктор политических наук (ПГЛУ, г. Пятигорск) РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ: ОПЫТ ВОСТОЧНЫХ ПОЛИТИЙ (Исламская проекция) Восток, являясь колыбелью всех мировых религий, крайне неоднороден. <...> В истории политической мысли наблюдались попытки сформулировать некоторые общие черты восточных цивилизаций. <...> Вебер, оправдывая культурный империализм, писал о нерациональных аспектах этих цивилизаций [2]. <...> Нам представляется, что целесообразно разделить Восток как социокультурный феномен на классический Восток (Индия, Китай, Япония) и исламский Восток. <...> Притом что, с одной стороны, Востоку в широком социокультурном понимании (и классическому, и исламскому) присущ ряд общих характеристик, а с другой стороны, существует определенная проекция ислама, буддизмаиндуизма и т.д. на сущность и политическую практику восточных политий. <...> Для характеристики роли религиозного фактора в политическом процессе восточных политий мы воспользуемся рядом положений теории незападного политического процесса Л. <...> Пай, выделяя специфику политических процессов западного и незападного типов, сформулировал 17 черт, отличающих политический процесс в незападных обществах от политического процесса в западных [10, с. <...> Паем структура незападного политического процесса достаточно полно и подробно раскрывает его особенности, а теоретические рассуждения Л.С. Васильева о 194 специфике восточных сообществ позволяют проследить эволюцию основных элементов политического процесса. <...> 10], в то время как в восточных обществах господствовала общинная и государственная, а не частная собственность. <...> Данная тенденция вела к диктату общины над личностью, государства над общиной. <...> Семья, клан, каста (не путать с варной), братство как варианты общины, с одной стороны, помогали человеку в противостоянии с государством, а с другой – являлись проводниками идей государства / власти в массы. <...> Именно <...>