МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ БАШКИРИЯ. <...> ЭТНИЧНОСТЬ И РЕЛИГИОЗНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ИСЛАМСКИЙ ПУТЬ До проникновения ислама на территорию расселения башкир (X в.) – автохтонного населения Южного Урала – их духовнорелигиозная жизнь отличалась большим разнообразием; здесь доминировали такие культурно-идеологические системы, как древнеиранский традиционный маздаизм и древнетюркские верования. <...> Основную роль в обращении башкир в ислам на раннем этапе сыграли суфийские миссионеры таких братств, как Ясавийа и Накшбандийа, проникавшие на Южный Урал из городских центров Центральной Азии, прежде всего из Бухары. <...> Это и предопределило преобладающее влияние среди башкир собственной формы «локального ислама», в котором органично соединились элементы суннитского ислама ханафитского толка1 и суфийских представлений. <...> В начале XIV в., во времена правления хана Узбека (1312– 1342), ислам стал государственной религией Золотой Орды. <...> Среди башкирских племен, вошедших в состав монгольского государства 1 В суннитском исламе имеется четыре религиозно-правовые школы – мазхабы (толка), которые считаются одинаково правоверными: ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. <...> 27 на правах вассалитета, ислам также утвердился в качестве господствующей идеологии, о чем свидетельствует преобладающий на территории региона с этого периода мусульманский погребальный обряд, особенности которого удалось установить археологам. <...> В то же время присущий им религиозный синкретизм так и не был преодолен: элементы народных верований и культов, прикрытые исламской риторикой и обрядами, сохранялись в их общественном сознании. <...> В отличие от башкир татары сформировались как народ гораздо позже, в период существования Казанского ханства (1437–1552), на основе объединения различных тюрко- и угроязычных этнических групп. <...> Ислам как государственная <...>