Гаджибеков, политолог (Пятигорск) ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РАСКОЛА МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭЛИТЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ Ислам в Российской Федерации преимущественно локализован в его суннитской версии ханифитского толка. <...> В то же время, практически до последнего времени исследователи четко дифференцировали два качественно отличающиеся друг от друга ареала распространения ислама – Поволжье, Урал и Западная Сибирь, с одной стороны, а с другой – Северный Кавказ. <...> На Северном Кавказе за последние два десятилетия религиозно-политический экстремизм и терроризм стали суровой реальностью, поэтому сконцентрируем внимание именно на нем. <...> На Северном Кавказе, как и в других регионах России и мира, ислам не представляет собой монолита, но разобщен в рамках существующих направлений, толков и идейных течений. <...> В регионе, как и в других субъектах РФ, доминирует его суннитская версия, относительно небольшое количество шиитов (по данным Комитета по делам религий Республики Дагестан около 45 тыс. человек) проживает в южной части этой северокавказской республики. <...> Что касается толков (мазхабов, или правовых школ в исламе), то с этой точки зрения северокавказский ислам достаточно условно можно разделить на две части: на Северо-Западном и Центральном Кавказе (Адыгея, Карачаево-Черкесия, КабардиноБалкария и Северная Осетия-Алания) представлен ханифитский мазхаб, считающийся самым мягким и гибким в исламе. <...> На Северо-Восточном Кавказе (Дагестан, Чечня и Ингушетия) преобладает шафиитский толк, более жесткий, чем ханифитский. <...> Однако самое значимое расслоение фиксируется на поле идейных течений в исламе (традиционализм, фундаментализм, мо38 дернизм), прежде всего по линии традиционализм – фундаментализм. <...> Поскольку самой исламизированной республикой Северного Кавказа является Дагестан, то в дальнейшем в ходе аргументирования тех или иных положений мы будем в большей степени опираться на дагестанский исламоведческий материал <...>