, доктор философских наук, директор Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА КАК ПРОБЛЕМА ЭТНОКОНСАЛТИНГА И ЭТНОКОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Идеологические операции с этническими конфликтами. <...> Опыт сотрудничества с органами власти свидетельствует, что идентификация этнического конфликта – важный элемент политического управления. <...> Вопрос, является ли конкретный конфликт этническим, возникает постоянно; с просьбой определить наличие этнического компонента в том или ином конфликте власти часто обращаются к научно-экспертному сообществу. <...> Под идеологической редукцией этнического конфликта мы понимаем мысленное разложение многофакторного конфликта на составляющие элементы, осуществляемое с целью представить заранее заданную интерпретацию конфликта в качестве единственно верной. <...> Чаще всего такой априорной установкой является стремление представить конфликт как неэтнический, минимизировать или вообще элиминировать его этническую составляющую. <...> Идеологическая редукция этнического конфликта имеет под собой и онтологическую, и гносеологическую основу. <...> Онтологической основой этого приема является тот бесспорный факт, что все современные конфликты имеют многофакторный характер, и этнический компонент не является константой: он может появляться на определенном этапе эскалации конфликта (типичный случай), нарастать, исчезать (достаточно редкое событие). <...> Гносеологической предпосылкой идеологической редукции конфликта являются особенности познавательного процесса: имея несколько факторов развития и эволюции конфликта, несколько этапов с различной значимостью этничности, несколько линий конфликтного взаимодействия, исследователь, аналитик (или выполняющие их функции) может вполне корректно определить одну из этих линий (один из этапов, компонентов) в качестве основ28 ной, по которой <...>