М.В. Ломоносова) ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ Начиная с последней трети XX в. взрывной характер технологических открытий в области коммуникации, возникновение масштабных коммуникационных систем порождают изменения, которые требуют серьезного анализа. <...> Мир переходит от системы локальных культур, доминировавшей вплоть до начала XX в., к становлению нового образования, которое можно обозначить как «глобальная культура». <...> Необходимо уточнить само понимание культуры, способы ее функционирования, то влияние, которое оказывают эти изменения на все формы общественного сознания, систему ценностей и даже на поведение человека в этих новых культурных условиях. <...> Кроме того, следует дать некое рабочее определение понятию культуры, что само по себе является непростой задачей. <...> Существуют два основных подхода в этом вопросе: атрибутивный и структурный. <...> Несмотря на их кажущуюся эфемерность, они реализуются в виде норм, принципов, традиций и даже стереотипов поведения. <...> Описанная часть культуры является фактором ее устойчивости, изме15 нения здесь происходят медленно и реализуются как процесс накопления или как процесс сохранения (памяти). <...> В то же время культура приспосабливается к условиям существования и функционирования, вырабатывая некий набор «средств практической адаптации» к социокультурным обстоятельствам. <...> Это свойство адаптации культуры к изменяющимся условиям существования является ее цивилизационной характеристикой. <...> Таким образом, в культуре соединяются противоположные тенденции: стремление к фиксации ценностей и необходимость их цивилизационной адаптации к изменяющимся условиям бытия культуры. <...> Поэтому для внешнего наблюдателя она выступает как система закодированных знаков, значений и смыслов, которые часто могут быть понятны только представителю данной культуры, присутствуя в его сознании как культурная память. <...> Без этого историческая наука была бы невозможна, так <...>