логии и кафедры ЮНЕСКО «Межкультурный диалог в современном мире». <...> При подготовке лекций и семинаров преподаватели используют не только исторические материалы об истории, культуре, религии народов мира, пытаясь привить студентам навыки, понимание, толерантность к традициям разных народов. <...> Музафар Артиков, исламовед (Национальный университет Узбекистана, Ташкентский исламский университет) ПАРАДИГМЫ МЕЖРЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Религия была и остается самым простым и в то же время самым таинственным, самым универсальным и, несмотря на это, самым уникальным явлением в мире. <...> Каждый народ, каждая страна за тысячелетия своего развития накопили неповторимый религиозный опыт, свое бесценное духовное наследие, которые и обеспечивают преемственность поколений, социализацию подрастающей смены, кристаллизацию национальных ценностей. <...> В течение тысячелетий в этом крае формировалась высокая культура межнационального общения и межрелигиозного диалога, был выработан неписаный устав гуманности и толерантности. <...> Главной парадигмой социальных отношений выступало то, что в центре мировоззрения стоял Человек – не единоверец, не представитель своей нации, не односельчанин, а просто человек. <...> 94 Все то, что в других условиях и в некоторых регионах считалось чуть ли не главным (вероисповедание, цвет кожи, разрез глаз, ценности и ориентации), на этой земле становилось второстепенным. <...> Преемственность традиций, высокая культура межэтнического общения, позитивная толерантность отмечались в Средние века испанским послом Руи Гонзалесом де Клавихо, арабским историком Ибн Батутой, в Новое время – венгерским ученым Германом Вамбери. <...> Но никем из них не отмечались рецидивы ксенофобии, случаи межэтнических распрей или межрелигиозных конфликтов. <...> Главную причину такого миролюбия дόлжно усматривать в классической парадигме, бессменной формуле, которая была выражена в Авесте <...>