Айслу Юнусова, директор ИЭИ УНЦ РАН (г. Уфа) ИНТЕГРАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОДЕЛИ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ Одной из непреходящих ценностей ислама является установка на образование, изначально обозначенная непременной обязанностью правоверного уметь читать Коран на языке Пророка. <...> Исламская традиция не разделяет науки на светские и религиозные, и исламское образование не ограничивается только подготовкой имамов, в силу чего исламская цивилизация дала миру выдающихся математиков, астрономов, философов, врачей, поэтов и просветителей, получивших знания в мусульманских школах. <...> Российские медресе играли главную роль в распространении образования среди мусульманского населения, были центрами подготовки кадров мусульманского духовенства Урало-Поволжья, в которых к концу XIX в. в Уфимской губернии насчитывалось до 2 тыс. человек. <...> Не все выпускники уфимского медресе «Галия» или оренбургского медресе «Хусейния» стали имамами, но все они получили прекрасное образование, что позволило им оставить свой след в истории страны. <...> В медресе Уфы, Троицка, Оренбурга, Стерлибаша обучались многие представители национальной творческой, научной и политической элиты Башкортостана, Оренбуржья, Поволжья. <...> Медресе готовили образованных людей, и в этом было их главное предназначение. <...> Эпоха атеизма развела образование на религиозную и светскую составляющие: согласно первой готовили культовых работников, другой – специалистов. <...> Но к настоящему времени барьер между двумя саморегулирующимися плоскостями общества – религиозной и светской – практически преодолен. <...> Воспроизводство религиозного и светского образования осуществляется в системе воспитания и образования, начиная с семьи и продолжаясь в школе, средних специальных и высших учебных заведениях. <...> 71 Начавшиеся стихийно процессы интеграции религиозного и светского образования в России выявили целый ряд противоречий в законодательстве <...>