Bиктор Коргун, доктор исторических наук (ИВ РАН) СОВРЕМЕННЫЙ АФГАНИСТАН: ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСЛАМСКИХ КЛЕРИКАЛОВ В Афганистане ислам всегда составлял важнейшую часть общественной и духовной жизни народа, а духовное сословие было не менее важным элементом политической системы страны. <...> Поэтому введенные в свое время талибами жесткие, средневекового типа нормы и правила ислама, сопровождавшиеся беспрецедентными ограничениями, особенно в бытовой жизни афганцев, не выдержали испытание временем и уж явно не соответствовали задачам и духу нового государственного строительства после ликвидации их режима. <...> С одной стороны, ислам вошел в название страны – Исламская Республика Афганистан, и это была наиболее крупная уступка ортодоксальным клерикалам и консервативным слоям афганского населения. <...> Более того, статус и позиции ислама были четко обозначены в Основном законе: ислам был объявлен государственной религией (ст. <...> В целом же конституция 2004 г. по духу и букве – это основополагающий документ светского государства. <...> В частности, функции Министерства по делам ислама и хаджа являются скорее техническими – обеспечить паломничество афганских мусульман к святым местам в Мекку. <...> А Совет улемов (мусульманских богословов) Афганистана представляет собой общественную 105 структуру, и его решения – следить за соответствием принимаемых законов и постановлений правительства положениям ислама – носят не более чем рекомендательный характер. <...> Тем не менее ортодоксальное мусульманское духовенство имеет немало возможностей влиять на общественные настроения и все годы после свержения режима талибов заявляло о своих претензиях выступать в роли духовных руководителей общества. <...> Авангардом агрессивного клерикализма в Афганистане до последнего времени оставался Верховный суд, а также немногочисленная когорта старого поколения мусульманских богословов. <...> Процессы либерализации общества, инициированные США и другими <...>