И.С. Новоженова Новые формы расизма и антирасизм во Франции (Обзор работ французского исследователя П.-А. <...> В обзоре представлены его взгляды на ситуацию с распространением неорасизма в современном французском обществе и дается анализ специфики французского антирасизма и идеологии антирасистских организаций. <...> В настоящее время во французском обществе оживают настроения расизма и ксенофобии, вызванные тем, что на ее территории вот уже несколько десятилетий проживают группы людей иммигрантского происхождения, сохраняющие свою изначальную идентичность. <...> В коллективной памяти французов обе вспышки ненависти к другим народам ассоциируются с глубокими расколами внутри французского общества, а это особенно опасно для страны, целостность которой обеспечивается реализацией двух принципов – единства и неделимости нации и унитарным типом государственного устройства. <...> Тагиеф неоднократно отмечал, что формы расизма и его понимание с течением времени менялись. <...> «Классический, или традиционный, расизм, основанный главным образом на цвете кожи и выстраивающий иерархию человеческих групп в зависимости от соматических характеристик, в западном демократическом мире явно отступает», – констатирует П.-А. <...> Но классический расизм отнюдь не исчез и нельзя считать, например, что США необратимо вошли в эру пострасовую или постэтническую. <...> Здесь традиционный расизм, по мнению исследователя, сосуществует с неорасизмом (10). <...> Современный расизм перестает ссылаться на тезис о неравенстве рас или групп людей, он не предполагает обязательную иерархическую классификацию «ра142 Новые формы расизма и антирасизм во Франции (Обзор работ французского исследователя П.-А. <...> “Отторжение” может быть “классическим” и основываться на внешности человека, в частности на цвете кожи, однако сегодняшний расизм скорее склонен выделять культурные черты, среди которых на первом месте стоит религия» (10). <...> 143 И.С. Новоженова В новом <...>