ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
А.И. Стахов
АДМИНИСТРАТИВНОПРОЦЕДУРНАЯ
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
В РОССИИ
Учебное пособие
Москва
2016
Стр.1
УДК 342.9
ББК 67.401
С 83
Автор
Стахов А.И., д-р юрид. наук, профессор, заведующий отделом
административно-правовых исследований, профессор кафедры
административного права Российского государственного университета
правосудия
Рецензенты:
Зеленцов А.Б., д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист Российской
Федерации, директор Центра публичного права юридического факультета,
профессор кафедры административного и финансового права
Российского университета дружбы народов,
Женетль С.З., д-р юрид. наук, профессор, профессор кафедры гражданского,
арбитражного и административного процессуального права Российского
государственного университета правосудия
Стахов А.И.
С 83
Административно-процедурная регламентация деятельности органов
исполнительной власти в России. — М.: РГУП, 2016.
ISBN 978–5-93916-545-7
В учебном пособии дается административно-правовая характеристика исполнительной
власти в России, сформировавшейся в результате проводимой в стране
административной реформы. На основе системного анализа действующего административного
и административно-процессуального законодательства раскрываются
понятие, структура и средства административно-процедурной регламентации
деятельности органов исполнительной власти. Делается акцент на административно-процедурной
регламентации взаимодействия органов исполнительной
власти с гражданами и организациями, а также с другими органами публичной
власти. Выделяются особенности административно-процедурной регламентации
внутренней организации органов исполнительной власти.
Следуя избранному подходу к пониманию административных процедур и административных
регламентов, изложен нормативный материал, раскрывающий
административно-процедурное содержание взаимодействия органов исполнительной
власти с гражданами и организациями, другими органами публичной
власти, а также внутренней организации органов исполнительной власти.
Для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета,
изучающих административное и административно-процессуальное право России.
ISBN 978–5-93916-545-7
© Стахов А.И., 2016
© Российский государственный
университет правосудия, 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Административно-правовая характеристика исполнительной власти
в России
1.1. Понятие и характерные признаки, присущие исполнительной
власти в административно-правовой сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Административно-правовые признаки и система современных
органов исполнительной власти в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . 17
1.3. Управление современной системой органов исполнительной
власти в административно-правовой сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
1.4. Модернизация системы органов исполнительной власти
в условиях административной реформы, проводимой в стране. . . . . . . . . . 33
1.5. Административно-правовое взаимодействие органов
исполнительной власти с иными органами публичной власти . . . . . . . . . . 57
1.6. Административно-правовые функции органов исполнительной
власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Глава 2. Понятие, структура и средства административно-процедурной
регламентации деятельности органов исполнительной власти
2.1. Понятие и соотношение административной процедуры
и административно-процедурной регламентация деятельности
органов исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
2.2. Структура административно-процедурной регламентации
деятельности органов исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
2.3. Административные регламенты как средство
административно-процедурной регламентации деятельности
органов исполнительной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Глава 3. Административно-процедурная регламентация взаимодействия
органов исполнительной власти с гражданами и организациями
3.1. Регламенты административно-публичных функций органов
исполнительной власти как средство регламентации взаимодействия
органов исполнительной власти с гражданами и организациями. . . . . . . 110
3.2. Структура и основные требования, предъявляемые к регламентам
исполнения государственных функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
3
Стр.3
Административно-процедурная регламентация деятельности
органов исполнительной власти в России
3.3. Структура и основные требования, предъявляемые
к административным регламентам предоставления государственных
услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
3.4. Порядок разработки и изменения регламентов
административно-публичных функций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Глава 4. Административно-процедурная регламентация взаимодействия
органов исполнительной власти с другими органами публичной власти
4.1. Регламенты взаимодействия органов исполнительной власти
как средство административно-процедурной регламентации
совместных действий органов исполнительной власти с другими
органами публичной власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
4.2. Административно-процедурный порядок координации
и контроля федеральных служб и федеральных агентств . . . . . . . . . . . . . . 140
4.3. Административно-процедурный порядок взаимодействия
территориальных органов федеральных органов исполнительной
власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
4.4. Административно-процедурный порядок информационного
взаимодействия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
4.5. Административно-процедурный порядок взаимодействия
в нормотворческой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Глава 5. Административно-процедурная регламентация внутренней организации
органов исполнительной власти
5.1. Регламенты внутренней организации органов исполнительной
власти как средство административно-процедурной регламентации. . . . 157
5.2. Административно-процедурный порядок планирования работы
федерального органа исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
5.3. Административно-процедурный порядок подготовки
и оформления решений и договоров (контрактов, соглашений)
федерального органа исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
5.4. Административно-процедурный порядок исполнения поручений
в федеральном органе исполнительной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
5.5. Административно-процедурный порядок рассмотрения
обращений в федеральном органе исполнительной власти . . . . . . . . . . . . 174
Рекомендуемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Приложение. Рабочая программа курса/дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Из общего арсенала отечественных средств административно-процедурной
регламентации деятельности органов исполнительной власти
значительную роль играют административные регламенты. Разработка
и внедрение в деятельность органов исполнительной власти административных
процедур, закрепленных в данных регламентах, является
эффективным юридическим средством противодействия коррупции
в сфере реализации исполнительной власти; оптимизации (повышения
качества) исполнения государственных функций, возложенных на
органы исполнительной власти в административно-правовой сфере;
обеспечения системности регламентации вопросов организации и деятельности
органов исполнительной власти, а также взаимодействия
указанных органов с иными участниками административных правоотношений.
Административно-процедурная
регламентация деятельности органов
исполнительной власти приобрела в России крупномасштабный
характер благодаря административной реформе, проведенной в стране
в период с 2004–2013 гг. По сути, административная реформа стала толчком
к развитию отечественной административной процессуалистики,
так как привела к формированию межотраслевого федерального законодательства
в сфере государственного контроля и надзора, осуществляемого
органами исполнительной власти, созданию правовой основы для
разработки и внедрения в деятельность органов исполнительной власти
административных регламентов и соответствующих административных
процедур, определяющих порядок внутренней организации органов исполнительной
власти, а также порядок взаимодействия данных органов
с гражданами и организациями, другими органами публичной власти.
Административные регламенты исполнения государственных функций
и предоставления государственных услуг детализировали процессуаль5
Стр.5
Рабочая программа курса/дисциплины
Прекращение государственно-служебных отношений: основания и последствия.
7.
Государственно-служебные споры. Понятие и виды государственно-служебных
споров. Органы, уполномоченные разрешать индивидуальные служебные
споры на государственной службе. Порядок и сроки рассмотрения государственно-служебных
споров.
8. Правовые основы подбора кадров государственных служащих. Формирование
кадрового резерва государственных служащих.
Тема 5. Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной
власти
1. Понятие, структура и классификация административно-правовых методов,
применяемых органами исполнительной власти.
2. Методы административного санкционирования.
3. Методы административного наблюдения.
4. Методы административного арбитрирования.
5. Методы административного ограничения и принуждения.
Тема 6. Административная ответственность и административное правонарушение
1. Понятие, сущность и отличительные признаки административной ответственности.
2.
Административные наказания как меры административной ответственности:
понятие, общая характеристика и порядок назначения.
3. Основания освобождения от административной ответственности. Обстоятельства,
смягчающие и отягчающие административную ответственность.
4. Административное правонарушение как основание административной
ответственности.
5. Классификация административных правонарушений.
6. Соотношение административного правонарушения с иными правонарушениями.
Тема
7. Административно-правовые формы деятельности органов исполнительной
власти
1. Понятие и классификация административно-правовых форм деятельности
органа исполнительной власти.
2. Понятие, характерные признаки, виды, вступление в силу административно-правового
акта. Требования, предъявляемые к административно-правовым
актам.
3. Понятие административного договора и его характерные черты. Отличия
административных договоров от частноправовых договоров. Виды административных
договоров и особенности их правового регулирования. Подготовка,
принятие и действие административных договоров.
193
Стр.193
Административно-процедурная регламентация деятельности
органов исполнительной власти в России
4. Административно-процессуальные формы деятельности органов исполнительной
власти.
Тема 8. Административное контрольно-надзорное производство
1.Понятие, особенности содержания и основные формы государственного
контроля и надзора, осуществляемого в административно-правовой сфере.
2. Правовая основа государственного контроля и надзора, осуществляемого
органами исполнительной власти.
3. Понятие, основные виды и сравнительная характеристика проверок государственного
контроля и надзора, осуществляемых органами исполнительной
власти.
4. Понятие, сущность и структура административного контрольно-надзорного
производства.
5. Процедуры подготовки контрольно-надзорных проверок, осуществляемых
органами исполнительной власти.
6. Процедуры проведения контрольно-надзорных проверок, осуществляемых
органами исполнительной власти.
7. Процедуры оценки результатов контрольно-надзорных проверок, осуществляемых
органами исполнительной власти.
Тема 9. Производство по делам об административных правонарушениях
1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях,
его задачи, принципы и правовое регулирование. Виды производств по делам
об административных правонарушениях.
2. Участники производства по делам об административных правонарушениях,
их правовой статус. Обстоятельства, исключающие возможность участия
в производстве по делу об административном правонарушении. Особенности
правового статуса прокурора как участника производства по делу об административном
правонарушении.
3. Понятие и классификация доказательств по делам об административных
правонарушениях. Источники доказательств. Доказывание по делам об административных
правонарушениях. Относимость и допустимость доказательств.
Оценка доказательств.
4. Понятие и виды мер обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях. Органы и должностные лица, уполномоченные применять
меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Основания, порядок применения и процессуальное оформление мер
обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
5. Стадии производства по делу об административном правонарушении.
Возбуждение дела об административном правонарушении. Поводы, основание
и порядок возбуждения дела. Протокол об административном правона194
Стр.194
Рабочая программа курса/дисциплины
рушении. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном
правонарушении.
Рассмотрение дела об административном правонарушении. Подготовка
к рассмотрению дела. Решения, принимаемые на стадии рассмотрения дела.
Постановление по делу об административном правонарушении.
Пересмотр не вступивших в силу и вступивших в силу постановлений и решений
по делу об административном правонарушении.
Исполнение постановлений и решений по делу об административном правонарушении.
Стр.195
Учебное издание
Александр Иванович Стахов
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Учебное пособие
Редактор Е.В. Алферова
Корректор В.В. Паламарчук
Оформление, верстка: Т. Б. Егорова
Подписано в печать 04.07.2016. Формат 60 90 1
Усл. печ. л. 12,25. Тираж 300 экз.
/16
.
Российский государственный университет правосудия
117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69
Стр.196