Ad notam Устюжское Благовещение Икона написана в 12 в. в Великом Новгороде. <...> Считается, что название свое она получила потому, что в 1290 году Прокопий Устюжский молился от избавления Великого Устюга от побиения «каменным градом» из-за падения метеорита в этой местности. <...> Во время молитвы икона замироточила и «громы и молнии стихли». <...> Согласно Второй Новгородской летописи (как и другим источникам 16–17 вв.) в середине 16 века (точная дата неизвестна) икона была перенесена Иваном Грозным в Москву из Юрьевского монастыря в Новгороде. <...> Сначала икона находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, а затем была перемещена в Успенский собор, где была украшена золотым окладом с крупными драгоценными камнями и жемчугом (утраченным во время войны 1812 года, однако в 1818 г. устюжане сделали значительные пожертвования на восстановление оклада). <...> В 1918 году, когда массово закрывались церкви, икона попала в Государственный исторический музей, а в 1920-м – ее стали реставрировать, затем же (в 1930 г.) передали Третьяковской галерее. <...> На Устюжском Благовещении Богородица стоит у престола и в руках держит моток красной пряжи. <...> Рядом с нею – Архангел Гавриил с простертой десницей, крылья его опущены, а в левой руке он держит жезл. <...> Особенность иконы в том, что младенец Иисус Христос изображен на груди Божией Матери поверх складок ее мафория. <...> Его же можно видеть и в небесной полусфере (вверху) в облике старца Ветхого Денми. <...> Академик Лазарев характеризует образы иконы Устюжского Благовещения следующим образом: «В монументальных фигурах архангела Гавриила и Марии чувствуется основательное знание автором иконы современных ему образов византийской живописи. <...> Хотя фигуры несколько грузны… им свойственна строгая пропорциональность. <...> Колорит Устюжского Благовещения отличается известной сумрачностью, что вообще типично для икон домонгольского времени». <...> Считается, что название свое она получила потому, что в 1290 году Прокопий Устюжский <...>