ПРОСВЕТИТЕЛИ И ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ МИФОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ Обзор Литературовед и переводчик Сергей Сергеевич Аверинцев (1937–2014) окончил филологический факультет МГУ в 1961 г. Он является исследователем истории позднеантичной и средневековой литературы, автором работ о Плутархе, о поэтике ранневизантийской литературы, о древнерусском искусстве и др. <...> С.С. Аверинцеву принадлежат также стихотворные и прозаические переводы из творений Плутарха, Платона, писателей Средневековья, немецких авторов XIX и XX вв. <...> В статье о проблемах мифологии, напечатанной в «Краткой литературной энциклопедии», С.С. Аверинцев следующим образом характеризует понятие мифа: «Создания коллективной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственноконкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне рациональными» (1, с. <...> При этом Аверинцев полагает, что изучение мифов затруднено, поскольку определение границ мифологии в науке «еще не вполне установилось» (там же). <...> Однако ученый считает, что ценный анализ ряда проблем мифологии дали К.Г. Юнг, Э. <...> Говоря о мифах в художественной литературе, С.С. Аверинцев рассматривает, в частности, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, трагедию «Персы» Эсхила, «Метаморфозы» Овидия, «Фьезоланские нимфы» Дж. <...> Он также показывает, какие элементы христианской мифологии содержатся в Библии, в творчестве Данте Алигьери, во 130 ИССЛЕДОВАТЕЛИ Исследователи древней мифологии и культуры второй части «Фауста» И.В. Гёте, в поэзии Гёльдерлина, в «Рождении трагедии из духа музыки» Ф. Ницше <...> С.С. Аверинцев пишет, что романтизм в литературе мифологизирует быт (например, Эмиль Золя). <...> Психологизм и фрейдизм также содержат мифологизацию житейской прозы. <...> В заключительной части статьи автор утверждает, что «мифологические модели отнюдь не рискуют потерять свою ценность и притягательность для творцов современной литературы» (1, с. <...> Историк, писатель и педагог <...>