Е.В. Щербакова ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ СЛОВА И МУЗЫКИ В КУЛЬТУРПРОЕКТАХ НИЦШЕ И ВАГНЕРА∗ Ницше и Вагнер – фигуры переходные от романтики к декадансу эпохи, стремившиеся к созданию большого стиля с целью преобразования немецкой и – шире – общечеловеческой культуры. <...> Оба олицетворяли переходные эпохи: Вагнер как творческая личность вырос на плечах «Молодой Германии» и младогегельянцев, Ницше – прежде всего на Вагнере и Шопенгауэре. <...> Основные проблемы, поднятые и Вагнером, и попавшим в орбиту его идейно-художественного воздействия Ницше, – музыка, миф и трагедия. <...> Целью обоих было создание нового великого искусства – искусства, сопоставимого по силе религиозного воздействия на общество греческой трагедии. <...> Известно, что среди философов именно Ницше феномен Вагнера заставил не раз воздвигать «критические леса»: свидетельство этому – трактаты «Рождение трагедии из духа музыки» (1872)1, и «Рихард Вагнер в ∗ Щербакова Е.В. <...> Проблема соотношения слова и музыки в культурпроектах Ницше и Вагнера // Мир культуры и культурология: Альманах Научнообразовательного культурологического общества России. <...> Шпенглер считал, что Вагнер как друг и великий современник был необходим для философского становления Ницше в качестве точки опоры (поздний Ницше называет Вагнера единственным, кто понял что-то в нем и его книгах). <...> Ясперс видит происхождение оригинального способа философствования Ницше в трех аспектах: в ходе его духовного развития, в его дружеских отношениях и в его болезни. <...> Защищая Ницше в период атаки Виламовица – Мёлендорфа на «Рождение трагедии из духа музыки» он говорит, что выяснение природы немецкой образованности может стать задачей всей жизни незаурядного человека, каким он считает Ницше – представителя сурового глубокомыслия немецкого духа. <...> Но будь эти причины основными, столь глубокий мыслитель как Хайдеггер никогда не определил бы разрыв их отношений и последующее противостояние Ницше <...>