А.Ю. Завалишин ЭТНИЧНОСТЬ КАК МОРАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ∗ Особенностью современного состояния мирового сообщества (в отличие от прежних исторических эпох) является то, что этничность теперь возникает не на границах распространения этнокультурных ареалов, выступая инструментом поддержания целостности этноса в условиях кроссэтнических взаимодействий, а приобретает транснациональный (или экстерриториальный) характер. <...> Отсутствие этнических границ, пространственно разделявших некогда этносы, создает качественно новое состояние, воспринимающееся все большим количеством людей как прямая угроза не только их этнической социокультурной целостности, но и непосредственному физическому бытию (в форме депортаций, этноцида, холокоста и т.д.) <...> . При всей полноте социологического анализа категории «этничность» за пределами его анализа остается такая важная ее характеристика как моральность. <...> Мораль (в значении принятых в данном обществе представлений о должном поведении) зачастую выступает в качестве императива, который требует от индивида определенного нравственного выбора. <...> Если же говорить об этничности как моральном императиве, то она предполагает выбор в пользу того или иного этноса, противопоставляя этнические интересы общественным, классовым, групповым и др. <...> Морализация этничности превращает ее в непреодолимую силу. <...> Как результат – превращение этничности из социокультурной характеристики индивида и группы в моральный императив. <...> 11.htm 22 Этничность как моральный императив человека и заставляет поступать зачастую вопреки здравому смыслу. <...> Именно отсюда берут начало представления о «хороших» и «плохих» этносах, этноцентризм и бытовой расизм. <...> Этничность как моральный императив предписывает и указывает индивиду на должное поведение, не утруждаясь объяснением, почему оно таково. <...> Следует различать этническую мораль, специфицирующую каждый этнос в этической плоскости, наиболее полным выражением <...>