О.Н. Филатова КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЯВЛЕНИЯ∗ ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ МОДЫ Многозначность феномена моды породила самые разные методологические подходы к его изучению. <...> Можно условно выделить четыре подхода к определению феномена моды. <...> Зомбарт); концепция объяснения моды на основе коллективного поведения (Г. Блумер); семиотический подход (Р. Барт <...> Общим для всех концепций является признание моды важным социальным феноменом, оказывающим влияние на социум. <...> Вместе с тем при объяснении социальных характеристик моды в различных теориях акценты существенно отличаются. <...> Мода, по мнению немецкого социолога Зиммеля, одновременно предполагает и подражание, и индивидуализацию. <...> Человек, следующий моде, одновременно и отличает себя от других, и утверждает свою принадлежность к определенному слою или группе. <...> Невозможность моды без стремления к индивидуализации Зиммель доказывает тем, что в примитивных обществах, характеризующихся максимальной социальной однородностью, где отсутствует стремление выделиться из общей массы, отсутствует и мода. <...> – http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site3456/html/media94257/ Эволюция концепций моды небольшой группой людей, представители правящей олигархии носят одинаково строгое платье, не желая демонстрировать свою исключительность перед лицом общей массы граждан. <...> Невозможность моды без стремления к подражанию, к слиянию с коллективом доказывается тем, что в обществах, характеризующихся распадом групповых норм, мода отсутствует. <...> Подражание стоит рассматривать не как сторону моды, а как механизм моды, который заключается в копировании одним субъектом поведения другого. <...> На языке моды это выражается в том, что один человек стремится носить такую же одежду, как другой. <...> В своих работах Спенсер описал концепцию «эффекта просачивания вниз», согласно которой господствующий класс, прежде всего социальная элита, после «просачивания» модной одежды, обозначающий их социальный статус, вниз, к другим классам <...>