Лукин, П.В. Лукин УМОМ РОССИЮ ПОНИМАТЬ∗ Название книги братьев А.В. Лукина (р. <...> 1973) является возражением И.М. Губермана на знаменитое четверостишие Ф.И. Тютчева (1803–1873): Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. <...> В книге есть предисловие британского политолога и историка, профессора Оксфордского университета Арчибальда Брауна, в котором работа расценивается как «важнейшее исследование российской политической культуры» (с. <...> В первой главе «Истоки самоуправления в России: Политическая система средневекового Новгорода в европейском контексте» излагаются стереотипы русской истории, приводятся мысли и идеи касательно социально-политического строя средневекового Новгорода, принадлежащие В.Н. Татищеву, Я.Б. Княжнину, А.Н. Радищеву, К.Ф. Рылееву, Н.М. Карамзину, графу А.К. Толстому и др. (в том числе и советским авторам). <...> Умом Россию понимать: Постсоветская политическая культура и отечественная история. <...> 6 Умом Россию понимать Говоря о древнерусском «одиночестве», т.е. о принятии решений на основе единодушия, П.В. Лукин показывает, что полностью такового не было, хотя компромиссы имели место. <...> Рассказывается и о расправах над теми, кто противодействовал воле большинства новгородцев. <...> Описываются празднества великокняжеских властей, а также «генетическая связь между языческой и христианской политическими культурами славянского Средневековья» (с. <...> Новгородское вече играло роль высшей инстанции, т.е. роль института власти. <...> В работе веча участвовали не только бояре, но и «свободные граждане разного общественного статуса» (с. <...> Политическая культура княжеской власти в средневековом Новгороде ориентировалась на элитную часть общества. <...> Во второй главе «Формирование российской политической культуры и политические институты России: Мифы и реальность» говорится, что понятие «политическая культура» впервые появилось в англо-американской политологии <...>