Востриков КНИГА О РУССКОЙ ДУЭЛИ∗ Дуэль как общественное явление занимает очень важное место в русской культуре XVIII–XIX вв. <...> Многие мемуаристы оставили описания или хотя бы упомянули известные им дела чести. <...> Все это сказано о конкретных дуэлях – но не о дуэли как общественном явлении. <...> В советское время о дуэли долго не писали, а там, где обойти эту «барскую причуду» было невозможно (например, в биографиях Пушкина и Лермонтова) говорили о ней сдержанно, без обобщений, не отходя от конкретного материала. <...> Некоторые исследователи использовали тему дуэли для поиска заговоров против великих писателей и для разоблачения «свинцовых мерзостей» царизма. <...> Небольшой по объему раздел из его комментария к «Евгению Онегину» и сорокаминутная лекция о дуэли в цикле телевизионных «Бесед о русской культуре» до сих пор являются лучшим теоретическим осмыслением феномена русской дуэли. <...> В наше время слово «дуэль» употребляется в столь различных, иногда взаимоисключающих смыслах, что необходимо сначала определить суть этого вполне конкретного социокультурного фе∗ Востриков А.В. <...> 179 А.В. Востриков номена и отделить дуэль от явлений родственных и схожих. <...> Итак, дуэль – это ритуал благородного разрешения и прекращения конфликтов, затрагивающих личную честь дворянина (с. <...> В сословной структуре послепетровской России главенствующее положение занимало дворянство. <...> По каким же правилам жило дворянское общество? кодекс чести был универсальным этическим законом. <...> Он объединял в себе все требования, предъявляемые к благородному человеку. <...> Дворянин призван уважать равных и защищать слабых. <...> Везде, где чести и достоинству угрожает подлость, дворянин обязан встать на их защиту. <...> Дворянин самостоятелен и свободен в своих поступках. <...> Дворянин не мог допустить, чтобы его честь подвергалась хоть малейшему сомнению. <...> Однако в жизни неизбежны конфликты и ссоры. <...> Поэтому-то и была столь необходима дуэль – ритуал, не допускающий между благородными <...>