Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №3 2015

«СУЗДАЛЬСКИЕ БОГОМАЗЫ», «НОВГОРОДСКОЕ КВАТРОЧЕНТО» И РУССКИЙ АВАНГАРД (260,00 руб.)

0   0
Первый авторШевеленко Ирина
АвторыДушенко К.В.
Страниц6
ID473426
АннотацияВо второй половине XIX в. иконописная традиция в качестве эстетического феномена была малоинтересна, точнее – трудно было воспринимать ее как феномен эстетический. Наиболее характерной стратегией было подчеркивание религиозного смысла иконописи, несовместимого с эстетическим подходом в принципе. Эстетическая ничтожность традиционной иконописи с точки зрения современного вкуса искупалась ее функцией хранителя уникальной традиции
Шевеленко, И. «СУЗДАЛЬСКИЕ БОГОМАЗЫ», «НОВГОРОДСКОЕ КВАТРОЧЕНТО» И РУССКИЙ АВАНГАРД / И. Шевеленко, К.В. Душенко // Вестник культурологии .— 2015 .— №3 .— С. 94-99 .— URL: https://rucont.ru/efd/473426 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ Ирина Шевеленко «НОВГОРОДСКОЕ КВАТРОЧЕНТО» И РУССКИЙ АВАНГАРД∗ Во второй половине XIX в. иконописная традиция в качестве эстетического феномена была малоинтересна, точнее – трудно было воспринимать ее как феномен эстетический. <...> Наиболее характерной стратегией было подчеркивание религиозного смысла иконописи, несовместимого с эстетическим подходом в принципе. <...> Эстетическая ничтожность традиционной иконописи с точки зрения современного вкуса искупалась ее функцией хранителя уникальной традиции. <...> Академическое изучение русской иконописи шло довольно интенсивно, однако прежде всего в рамках византологии, рассматривавшей русскую иконопись как одну из периферийных ветвей греческого христианского искусства. <...> В таком виде на роль традиции, воплощающей национальную уникальность, иконопись не подходила. <...> Общим для этой эпохи было также представление, что наиболее значительные в эстетическом отношении памятники русской иконописи относились к домонгольскому периоду. <...> Развитие новгородской и московской школ XIV–XVI вв. связывалось уже с ∗ Шевеленко И. <...> «Суздальские богомазы», «новгородское кватроченто» и русский авангард // НЛО: Независимый филологический журнал. <...> – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2013/124/ 94 «СУЗДАЛЬСКИЕ БОГОМАЗЫ», «Суздальские богомазы» влиянием византийского искусства XIV в., а эта эпоха считалась периодом художественного упадка. <...> В 1905 г. в результате провозглашения свободы совести Москва стала центром строительства новых старообрядческих храмов и одновременно центром «очистки» старинных икон. <...> Иконы XIV– XVI вв. сохранились, хотя и в «поновленном» виде, по преимуществу в старообрядческой среде, для которой был характерен культ «дониконовских» церковных реликвий. <...> «Расчистка больших новгородских икон от темной олифы и от поновлений, – писал Павел Муратов, – явилась настоящим откровением». <...> Откровение это было эстетического <...>