КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ Татьяна Игнатова (Котрелёва) «НАПИСАНЪ БЫСТЬ СЪИ СТЫИ ОБРАЗ… В МОСКВЕ В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ»∗ Произошедший в середине XVII в. раскол Русской православной церкви, в результате которого староверы были преданы анафеме (1666–1667), стал началом масштабных гонений на старообрядцев, организованных государством. <...> В широчайший круг антистарообрядческих мер, кроме всего прочего, вошли запреты, наложенные на производство культовых предметов, в первую очередь медных и темперных икон и крестов, богослужебных книг. <...> Поэтому мастера, писавшие иконы со старообрядческой символикой, и торговцы, распространявшие их, преследовались и подвергались различным наказаниям, а «неистинные» иконы, «противные учению православной церкви», изымались и переписывались или уничтожались. <...> При этом заключения так называемых «экспертов» от господствующей церкви были предельно предвзятыми и зачастую дилетантскими. <...> При Петре I иконописцев впервые обязали ставить на иконе подпись. <...> При Николае I староверам было запрещено вступать в цеха иконописцев. <...> «Написанъ бысть съи стыи образ… в Москве в Преображенском» // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. <...> 58 «Написанъ бысть съи стыи образ…» На фоне неоправданных репрессий против староверов в целом предельной суровостью отличались правительственные меры против так называемой «безпоповщинской секты, особенно вредной по распространению ереси». <...> Коренной перелом произошел в 1771 г. с появлением в Москве, благодаря трудам Ильи Алексеевича Ковылина, крупнейшего общероссийского центра старообрядцев-федосеевцев Преображенского кладбища, что было также связано и с временным послаблением политики властей в отношении староверов в 60–70-е годы XVIII в. <...> Основатель федосеевского центра И.А. Ковылин (1731– 1809) сумел добиться самостоятельности для московской общины, и в 1809 г. кладбище получило свой устав и стало именоваться Преображенским богаделенным домом (ПБД). <...> При нем <...>