УСТОЙЧИВОСТЬ ЗРИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ∗ В музей ходят образованные люди, при этом каждый полагает, что он свободно выбирает то, что ему нравится. <...> Музейные выставки предоставляют огромные возможности для выбора. <...> Казалось бы, богатство возможностей должно обернуться и широким многообразием предпочтений. <...> Множество людей неизменно выбирают одни и те же произведения. <...> Предпочтения зрительской аудитории группируются вокруг небольшого числа картин. <...> «От этого центра словно разбегаются волны, быстро угасающие, переходящие в едва заметную рябь одиночных выборов» (с. <...> На временных выставках основная масса зрительских предпочтений группируется вокруг одной-двух картин. <...> Количество зрителей, выбирающих эти картины, может достигать 40%, т.е. чуть ли не половину всей публики. <...> Все эти картины принадлежат к числу самых известных. <...> Лидер всех предпочтений на временных выставках Русского музея – картина Айвазовского «Девятый вал». <...> Действие фактора известности ярко проявилось при демонстрации картины К. <...> Впервые показанная публике Русского музея в 1988 г., она осталась незамеченной среди других работ художника. <...> 24 Устойчивость зрительских предпочтений брали около четверти всех зрителей. <...> Причиной тому была прежде всего громкая история продажи картины и ее стоимость, подтверждавшая в глазах зрителей ее эстетическую ценность. <...> Тут можно говорить о «квазихудожественном» восприятии, формируемом прессой и ТВ (с. <...> В целом же на выставках Русского музея среди самых любимых неизменно оказываются русские художники XIX – начала XX в. <...> Диапазон упоминаемых имен любимых художников наиболее широк на выставках новейшего искусства, но и тут перечисленные выше имена оказываются на первых местах. <...> Характерно, что даже на выставке современного искусства Британии в Эрмитаже (2009–2010) зрители среди любимых художников чаще всего называли опять-таки Айвазовского (8,6%), и лишь затем следовали Ван Гог (7,4%) и Дали (7,1%) (с. <...> Несомненно, что «знакомость <...>