В.А. Петрицкий ДИАЛОГ ЭПОХ – ДИАЛОГ КУЛЬТУР* Реферируется глава из книги философа-культуролога, доктора философских наук, профессора Вили (Велимира) Александровича Петрицкого. <...> Культура русского зарубежья и культура дореволюционной и советской России «никогда не были едиными в силу целого ряда конкретно-исторических и социально-психологических факторов», пишет Петрицкий, и в связи с этим рассматривает взгляды двух видных деятелей культуры русского зарубежья (с. <...> Петрицкий замечает, что хотя и тот и другой были немцами по происхождению, но русскими по духу, языку и образу мыслей, они остались и в эмиграции истинными патриотами России» (с. <...> В своих историко-культурных работах В.В. Вейдле и П.Б. Струве не призывали к свержению советской власти и не бранили коммунистических лицемеров. <...> Они искали приемлемые пути к конструктивному диалогу с рожденной революцией новой культурой. <...> При этом они оба разделяли взгляды отечественных западников. <...> Основным стержнем историко-культурных работ П.Б. Струве и В.В. Вейдле «выступает весьма важная мысль о коренной принадлежности русской культуры к культуре европейской» (с. <...> 124), т.е. обращение национального самосознания к европейским и общечеловеческим ценностям. <...> Эмиграция из России началась еще в XVI в. <...> За рубежом подолгу жили и работали Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев. <...> После Октябрьской революции и Гражданской войны на чужбину уехало более миллиона россиян. <...> А по приказу Ленина в 1922 г. были высланы из России ученые, журналисты, общественные деятели и члены их семей. <...> Эмигранты расселились более чем в 20 странах и получили названия «русское зарубежье», «вторая Россия», «зарубежная Россия». <...> Но русская эмиграция второй волны идейно была весьма противоречивой. <...> А тем временем углублялся раскол в среде русской эмиграции. <...> Одни призывали к примирению с СССР и к возвращению на родину, другие были оголтелыми экстремистами и травили оставшихся на родине (Белого, Блока, Чуковского, Есенина <...>