Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Электро-2024
Вестник культурологии  / №2 2015

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТОПОС И ТОПОС ЭТНИЧЕСКИЙ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЗендеровский Радослав
АвторыДушенко К.В.
Страниц3
ID473378
АннотацияПонятие «сакрального топоса» можно понимать двояко: в широком смысле – как «священную землю» данной этнической или национальной группы, и в узком – как материальные предметы религиозного характера, расположенные в определенном географическом пространстве. В данном случае речь идет прежде всего о феноменах второго рода, и прежде всего о местах религиозного культа и кладбищах
Зендеровский, Р. РЕЛИГИОЗНЫЙ ТОПОС И ТОПОС ЭТНИЧЕСКИЙ / Р. Зендеровский, К.В. Душенко // Вестник культурологии .— 2015 .— №2 .— С. 105-107 .— URL: https://rucont.ru/efd/473378 (дата обращения: 22.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Радослав Зендеровский РЕЛИГИОЗНЫЙ ТОПОС И ТОПОС ЭТНИЧЕСКИЙ∗ Понятие «сакрального топоса» можно понимать двояко: в широком смысле – как «священную землю» данной этнической или национальной группы, и в узком – как материальные предметы религиозного характера, расположенные в определенном географическом пространстве. <...> В данном случае речь идет прежде всего о феноменах второго рода, и прежде всего о местах религиозного культа и кладбищах. <...> Святыни различных вероисповеданий нередко служат «пограничными столбами» этнической территории, обозначая ее границы. <...> Так, например, крест высотой в 66 метров, воздвигнутый в 2000 г. на горе Водно в нескольких десятках километров от Скопье, должен не столько напоминать македонцам об их православных корнях, сколько – будучи обращен в сторону земель, населенных албанцами, – напоминать, кто законный господин Македонии (с. <...> Религиозные святыни играют также роль «оазисов» и бастионов национальной культуры. <...> Так, в период турецкого владычества на Балканах церкви и монастыри были единственным местом, где можно было публично демонстрировать национально-религиозные символы. <...> Схожую роль играли католические костелы на землях Польши, разделенной между тремя державами. <...> Отсюда национально-религиозное оформление внутреннего убранства многих ∗ Zenderowski R. <...> Topos religijny i topos etniczny // Zenderowski R. <...> 105 Радослав Зендеровский костелов, особенно на этническом пограничье (так называемые «кресы» – окраины Речи Посполитой). <...> Знаменательно, что в Центральной и Восточной Европе после Второй мировой войны заметно сократилось количество местностей, где рядом сосуществуют культовые здания различных вероисповеданий. <...> Нередко лишь один храм по-прежнему выполняет свою религиозную функцию, а прочие в лучшем случае преобразуются в музеи, хранящие память о давних жителях этой местности. <...> Вследствие многочисленных этнических чисток, изгнаний и бегства населения культурное пространство Центральной <...>