И САКРАЛИЗАЦИЯ ЭТНОСА∗ Этнизацию (политизацию) религии автор понимает как «процесс узурпации данной этнической группой права исключительности по отношению к фигурам святых, местам религиозного культа, избранным элементам вероучения и т.д., или же по отношению к данной религии в целом» (с. <...> Религия, или, скорее, ее видоизмененная часть становится «исключительной собственностью» данного народа. <...> Станислав в Польше, святые Кирилл и Мефодий в Словакии, Болгарии и Македонии), избранные места религиозного культа (например, для поляков – Ясна Гура, для хорватов – Меджигорье, и т.д.) перестают исполнять исключительно религиозные функции, становясь прежде всего значимыми символами национальной тождественности. <...> Так, значительная часть крестов и фигур, воздвигнутых в Словакии в честь святых Кирилла и Мефодия, поставлена в пику венграм, символизируя исключительное право словаков на определенный топос. <...> Сакрализацию этноса (нации) автор понимает как «процесс, в ходе которого данной этнической группе приписываются некие религиозные смыслы, благодаря чему она получает своего рода ∗ Zenderowski R. <...> Etnizacja religii i sacralizacja etnosu // Zenderowski R. <...> 99 Радослав Зендеровский ЭТНИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ Радослав Зендеровский патент на бессмертие» (с. <...> Народ становится квазирелигиозной общностью, «святым причастием», в котором участвуют как ныне живущие, так и умершие и еще неродившиеся поколения. <...> Этому неизбежно сопутствуют идеологии избранничества и мессианства, формулируемые на языке, близком к сакральному. <...> «Избранный народ» должен исполнить определенную миссию, требующую постоянных актов самоотречения и героизма. <...> Огромную роль в этом процессе играет «этноистория», в которой политические и религиозные мотивы смешиваются нередко до полного неразличения. <...> Это прежде всего относится к народам, переживающим трудный исторический период, ощущающим себя жертвами истории, – т.е., в сущности, ко всем народам Центральной и Восточной Европы <...>